Жар-птица (балет) Содержание История создания |...

Жар-птицаПетрушкаВесна священнаяБайка про лису, петуха, кота да баранаСвадебкаПульчинеллаАполлон МусагетПоцелуй феиИгра в картыОрфейАгонАцис и ГалатеяЭвникаШопенианаПавильон АрмидыЛебедьПоловецкие пляскиПирКлеопатраКарнавалШехеразадаЖар-птицаОриенталииВидение РозыНарциссМученичество святого СебастьянаПодводное царствоПетрушкаБабочкиГолубой бог[en]ТамараДафнис и ХлояЛегенда об ИосифеЗолотой петушокМидасЭросФаустРусский солдатЖар-птицаВеличие мирозданияНочь на Лысой гореКрасный вихрьБайка про лисуПульчинеллаЛедяная деваКрасный макЩелкунчикБолтСветлый ручейТарас БульбаТщетная предосторожность


Балеты по алфавитуБалеты Игоря СтравинскогоБалеты Михаила ФокинаБалеты Фёдора ЛопуховаБалеты 1910 годаСпектакли Русского балета ДягилеваБалеты в оформлении Леона БакстаБалеты 1949 годаБалеты Джорджа БаланчинаБалеты 1970 годаБалеты Мориса Бежара


фр.балетИгоря СтравинскогоСергея ДягилеваРусские балетыМихаила ФокинаАлександра ГоловинаГранд-Опера1910Тамара КарсавинаМихаил ФокинВера ФокинаАлексей БулгаковГабриэль ПьернеЖар-птицеДягилевА. К. ЛядоваГранд-Опера1910Михаила ФокинаАлександра ГоловинаЛеона БакстаГабриэль ПьернеТамара КарсавинаМихаил ФокинВера ФокинаАлексей Булгаков1917Гранд-операкрасный флагФевральской революцииВалентина БлиноваТамара ТумановаН. А. Римского-КорсаковасюитыАндрея Николаевича Римского-КорсаковаРоберту КрафтупартитурыМарк ШагалГранд-Опера




































Жар-птица
Léon Bakst 001.jpg
Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы.
Композитор
Игорь Стравинский
Хореограф
Михаил Фокин
Дирижёр-постановщик
Габриэль Пьерне
Сценография
Александр Головин
Леон Бакст (костюмы Жар-птицы и Царевны)
Количество действий
1
Первая постановка
25 июня 1910
Место первой постановки
Гранд-Опера, Париж

«Жар-пти́ца» (фр. L'Oiseau de feu) — одноактный балет Игоря Стравинского, написанный по заказу Сергея Дягилева для его антрепризы «Русские балеты». Премьера спектакля в хореографии Михаила Фокина и оформлении Александра Головина состоялась в Париже, на сцене театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года. Главные партии исполнили Тамара Карсавина (Жар-птица), Михаил Фокин (Иван-царевич), Вера Фокина (Царевна) и Алексей Булгаков (Кощей), дирижёр — Габриэль Пьерне.




Содержание






  • 1 История создания


  • 2 Действующие лица


  • 3 Либретто


  • 4 Музыка


  • 5 Оркестровые сюиты


  • 6 Постановки (выборка)


  • 7 Отражение в искусстве


  • 8 Источники


  • 9 Примечания


  • 10 Ссылки





История создания |


Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Для написания музыки Дягилев первоначально привлёк А. К. Лядова, но Лядов работал слишком медленно и Дягилев, в конечном итоге, передал заказ Стравинскому. Балет положил начало творческому сотрудничеству Дягилева и Стравинского.


Премьера состоялась на сцене театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года в хореографии Михаила Фокина, оформлении Александра Головина и Леона Бакста. Оркестром управлял дирижёр Габриэль Пьерне. Главные партии исполнили Тамара Карсавина (Жар-птица; Стравинский присутствовал на репетициях и помогал Карсавиной разобраться с ритмом и сложным музыкальным рисунком), Михаил Фокин (Иван-царевич), Вера Фокина (Царевна) и Алексей Булгаков (Кощей).


В 1917 году во время сезона в Гранд-опера Дягилев дал указание вывесить в финале балета красный флаг в знак приветствия Февральской революции, случившейся в России[1].


Впоследствии балет Фокина входил в репертуар «Оригинального русского балета[en]», где партию Жар-птицы, среди прочих, исполняли Валентина Блинова и Тамара Туманова.



Действующие лица |




  • Жар-птица;


  • Иван-царевич;

  • Царевна Ненаглядная Краса;


  • Кощей Бессмертный;

  • Всадник ночи;

  • Всадник утра;

  • Челядь Кощеева царства;

  • Девушки, юноши, витязи.



Либретто |




Музыка |


Важное значение в музыкальной драматургии балета имеют две народные темы, заимствованные Стравинским из сборника Н. А. Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»: в «Хороводе царевен», лирической кульминации Первой картины, звучит песня «Как по садику»[2], в конце Второй картины — песня «У ворот сосна раскачалася»[3]. Если песня «Как по садику» в обработке Стравинского сохраняет свой мелодико-ритмический облик и лирический характер (хотя и подвергается интенсивному варьированию), то вторую тему, изначально нотированную на 3/4, композитор переритмизует на 7/4, избавлясь от монотонии периодичности, и блестяще оркеструет её на манер «колокольных» тем Мусоргского и Римского-Корсакова. Преображённая таким образом рукой мастера, незамысловатая песня в финальном апофеозе приобретает гимнический характер и символический «русский» смысл.







Оркестровые сюиты |


На основе музыки балета Стравинский написал три оркестровые сюиты (1-я ред., 1910, 2-я ред. 1919, 3-я ред. 1945 гг.). Третья редакция сюиты посвящена памяти Андрея Николаевича Римского-Корсакова).




  • 1910 — первое исполнение в Петербурге 23 октября (5 ноября) 1910 года, дирижёр Александр Зилоти;


  • 1919 — первое исполнение в Женеве 12 апреля 1919 года, дирижёр Эрнест Ансерме;


  • 1945 ― первое исполнение в Нью-Йорке 24 октября 1945 года, дирижёр Яша Горенштейн.


Оркестровые сюиты из «Жар-птицы» относятся к числы самых репертуарных оркестровых сочинений Стравинского. Наиболее распространена 2-я редакция (1919), хотя 3-я редакция (1945) содержит больше музыкального материала из балета. Сам композитор говорил Роберту Крафту[уточнить], что предпочёл бы, чтобы для балетных постановок использовали концертную версию вместо оригинальной партитуры, от которой он предпочёл бы откреститься.



Постановки (выборка) |




  • 1921 — Фёдор Лопухов, Государственный театр оперы и балета, Петроград.


  • 1945 — Леонид Мясин, Балетный театр, Нью-Йорк; декорации и костюмы Марка Шагала.

  • 27 ноября 1949 — Джордж Баланчин, Нью-Йорк Сити балет, Городской центр музыки и драмы[en].


Баланчин, танцевавший в 1921 году в Петрограде в постановке Лопухова в свите Кощея и позднее исполнявший партию Кощея в постановке Фокина (Линкольн Кирстайн[en] видел его выступление в Лондоне в 1926 году), создал в 1949 году в Нью-Йорке собственную версию для своей труппы. Были использованы декорации и костюмы Марка Шагала, оставшиеся от мясинской постановки 1945 года. Световой дизайн Джин Розенталь[en], дирижёр-постановщик Леон Барзен. Главные партии исполняли Мария Толчиф (Жар-птица), Франциско Монсьон[en] (Иван-царевич), Патрисия Макбрайд[en] (Царевна) и Эдвард Бигелоу (Кощей).

Спектакль оставался в репертуаре до 1965 года. В 1970 Баланчин возобновил балет с костюмами Барбары Каринской[en], декорации по эскизам Шагала выполнялись под руководством Володи Одинокова. Танцы чудищ поставил Джером Роббинс. В 1972 году в балет были внесены некоторые изменения, в 1980 году Баланчин возобновил балет, приблизив его к первой версии 1949 года.



  • 1950 — Морис Бежар, Стокгольмская опера (исполнители Ellen Rasch, Морис Бежар, Björn Holmgren).

  • 31 октября 1970 — Морис Бежар, Дворец спорта[fr], Париж. Оформление и костюмы: Жоэль Рустан (Joëlle Roustan) и Роже Бернар (Roger Bernard), свет Доминика Романа; использована оркестровая сюита.


Балет для 18 танцовщиков тесно связан с настроениями конца 1960-х годов и Студенческой революцией. Бежар услышал в «сказочной» музыке революционный, бунтарский дух; основной метафорой спектакля стала извечная борьба человека за свободу, его гибель и возрождение[4]. Бежар делал свою мужскую «Жар-птицу» под впечатлением от книги «Четыре поэта революции. Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак»[4]. Отталкиваясь от постулатов «Стравинский — русский музыкант» и «Стравинский — революционер», он дал своему спектаклю эпиграф: «Жар-птица — это феникс, восстающий из пепла; Поэт, как и Революционер — это Жар-птица».



  • 1975 — Борис Эйфман, Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова.


  • 2000 — Наталия Касаткина и Владимир Василёв, Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, Москва.


  • 2002 — Алексей Ратманский.


  • Юрий Посохов, Балет Сан-Франциско[en].



Отражение в искусстве |


Марк Шагал поместил «Жар-птицу», как дань Стравинскому, на свой плафон зрительного зала театра Гранд-Опера (1960—1964). Между самим художником с палитрой в руках и зелёной птицей («красный» сектор) и волшебной яблоней с белой птицей, полыхающей в пламени огня («жёлтый» сектор) летит ангел-музыкант с телом из виолончели; под ним — купола и крыши расколдованного города, среди елей — красная Жар-птица. Под красным же балдахином венчаются царевич и царевна; справа от них расколдованные девушки, женщина, несущая корзину с фруктами и ещё одна молодая пара.



Источники |


  • Taruskin, Richard. Stravinsky and the Russian Traditions. Oxford: Oxford University Press, 1996. ISBN 0-19-816250-2


Примечания |





  1. Схейен, Шенг. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. / Пер. с нидерландского Н. Возненко и С. Князьковой. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — С. 351. — 608 с. — ISBN 978-5-389-05009-9.


  2. См. оригинал песни в Викитеке.


  3. См. оригинал песни в Викитеке


  4. 12 Т. Е. Кузовлева. The best of… Морис Бежар // Петербургский театральный журнал, № 31 (2003).




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}













Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

is 'sed' thread safeWhat should someone know about using Python scripts in the shell?Nexenta bash script uses...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...