Матрица перехода Содержание Определение | Использование |...


Типы матрицЛинейная алгебра


базисубазисматрицу поворотабазисаэлементарных преобразований








В линейной алгебре базис векторного пространства размерности n{displaystyle n} — это последовательность из n{displaystyle n} векторов 1,...,αn){displaystyle (alpha _{1},...,alpha _{n})}, таких, что любой вектор пространства может быть представлен единственным образом в виде линейной комбинации базисных векторов. При заданном базисе операторы представляются в виде квадратных матриц. Так как часто необходимо работать с несколькими базисами в одном и том же векторном пространстве, необходимо иметь правило перевода координат векторов и операторов из базиса в базис. Такой переход осуществляется с помощью матрицы перехода.




Содержание






  • 1 Определение


  • 2 Использование


    • 2.1 Пример




  • 3 Свойства


  • 4 Пример поиска матрицы


  • 5 См. также


  • 6 Ссылки





Определение |


Если векторы b1,⋯,bn{displaystyle mathbf {b_{1}} ,cdots ,mathbf {b_{n}} } выражаются через векторы a1,⋯,an{displaystyle mathbf {a_{1}} ,cdots ,mathbf {a_{n}} } как:




b1=α11a1+α12a2+…1nan{displaystyle mathbf {b} _{1}=alpha _{11}mathbf {a} _{1}+alpha _{12}mathbf {a} _{2}+ldots +alpha _{1n}mathbf {a} _{n}}.


b2=α21a1+α22a2+…2nan{displaystyle mathbf {b} _{2}=alpha _{21}mathbf {a} _{1}+alpha _{22}mathbf {a} _{2}+ldots +alpha _{2n}mathbf {a} _{n}}.


{displaystyle ldots }.


bn=αn1a1+αn2a2+…nnan{displaystyle mathbf {b} _{n}=alpha _{n1}mathbf {a} _{1}+alpha _{n2}mathbf {a} _{2}+ldots +alpha _{nn}mathbf {a} _{n}}.


то матрица перехода от базиса (a1,⋯,an){displaystyle (mathbf {a_{1}} ,cdots ,mathbf {a_{n}} )} к базису (b1,⋯,bn{displaystyle (mathbf {b_{1}} ,cdots ,mathbf {b_{n}} }) будет:


11α21...αn1α12α22...αn2............α1nα2n...αnn){displaystyle {begin{pmatrix}alpha _{11}&alpha _{21}&...&alpha _{n1}\alpha _{12}&alpha _{22}&...&alpha _{n2}\...&...&...&...\alpha _{1n}&alpha _{2n}&...&alpha _{nn}end{pmatrix}}}


Использование |


При умножении матрицы, обратной к матрице перехода, на столбец, составленный из коэффициентов разложения вектора по базису a1,a2,…,an{displaystyle a_{1},a_{2},ldots ,a_{n}}, мы получаем тот же вектор, выраженный через базис b1,b2,…,bn{displaystyle b_{1},b_{2},ldots ,b_{n}}.



Пример |


Для того, чтобы повернуть вектор на угол θ против часовой стрелки, можно умножить матрицу поворота на него:


[x′y′]=[cos⁡θsin⁡θsin⁡θcos⁡θ][xy]{displaystyle {begin{bmatrix}x'\y'end{bmatrix}}={begin{bmatrix}cos theta &-sin theta \sin theta &cos theta end{bmatrix}}{begin{bmatrix}x\yend{bmatrix}}}
































Матрицы наиболее распространённых преобразований
В двумерных координатах В однородных двумерных координатах
В однородных трёхмерных координатах
Масштабирование

При a, b и c — коэффициенты масштабирования соответственно по осям OX, OY и OZ:



[a00b]{displaystyle {begin{bmatrix}a&0\0&bend{bmatrix}}}


[a000b0001]{displaystyle {begin{bmatrix}a&0&0\0&b&0\0&0&1end{bmatrix}}}


[a0000b0000c00001]{displaystyle {begin{bmatrix}a&0&0&0\0&b&0&0\0&0&c&0\0&0&0&1end{bmatrix}}}

Поворот

При φ — угол поворота изображения в двухмерном пространстве



По часовой стрелке


[cos⁡ϕsin⁡ϕsin⁡ϕcos⁡ϕ]{displaystyle {begin{bmatrix}cos phi &sin phi \-sin phi &cos phi end{bmatrix}}}


[cos⁡ϕsin⁡ϕ0−sin⁡ϕcos⁡ϕ0001]{displaystyle {begin{bmatrix}cos phi &sin phi &0\-sin phi &cos phi &0\0&0&1end{bmatrix}}}


Относительно OX на угол φ


[10000cos⁡ϕsin⁡ϕ00−sin⁡ϕcos⁡ϕ00001]{displaystyle {begin{bmatrix}1&0&0&0\0&cos phi &sin phi &0\0&-sin phi &cos phi &0\0&0&0&1end{bmatrix}}}


Относительно OY на угол ψ


[cos⁡ψ0sin⁡ψ00100−sin⁡ψ0cos⁡ψ00001]{displaystyle {begin{bmatrix}cos psi &0&sin psi &0\0&1&0&0\-sin psi &0&cos psi &0\0&0&0&1end{bmatrix}}}


Против часовой стрелки


[cos⁡ϕsin⁡ϕsin⁡ϕcos⁡ϕ]{displaystyle {begin{bmatrix}cos phi &-sin phi \sin phi &cos phi end{bmatrix}}}


Относительно OZ на угол χ


[cos⁡χsin⁡χ00−sin⁡χcos⁡χ0000100001]{displaystyle {begin{bmatrix}cos chi &sin chi &0&0\-sin chi &cos chi &0&0\0&0&1&0\0&0&0&1end{bmatrix}}}

Перемещение

При a, b и c — смещение соответственно по осям OX, OY и OZ.



В неоднородных координатах не имеет матричного представления.



[10a01b001]{displaystyle {begin{bmatrix}1&0&a\0&1&b\0&0&1end{bmatrix}}}


[100a010b001c0001]{displaystyle {begin{bmatrix}1&0&0&a\0&1&0&b\0&0&1&c\0&0&0&1end{bmatrix}}}



Свойства |




  • Матрица перехода является невырожденной. То есть определитель этой матрицы не равен нулю.

  • Pe→e′−1=Pe′→e{displaystyle P_{erightarrow e'}^{-1}=P_{e'rightarrow e}}



Пример поиска матрицы |


Найдём матрицу перехода от базиса a1=(12−1),a2=(−1−42),a3=(510){displaystyle a_{1}={begin{pmatrix}1\2\-1end{pmatrix}},a_{2}={begin{pmatrix}-1\-4\2end{pmatrix}},a_{3}={begin{pmatrix}5\1\0end{pmatrix}}} к единичному базису b1=(100),b2=(010),b3=(001){displaystyle b_{1}={begin{pmatrix}1\0\0end{pmatrix}},b_{2}={begin{pmatrix}0\1\0end{pmatrix}},b_{3}={begin{pmatrix}0\0\1end{pmatrix}}}
путём элементарных преобразований


(1−151002−41010−120001)→(1002−10−190101−5−9001012){displaystyle left({begin{array}{ccc|ccc}1&-1&5&1&0&0\2&-4&1&0&1&0\-1&2&0&0&0&1end{array}}right)rightarrow left({begin{array}{ccc|ccc}1&0&0&2&-10&-19\0&1&0&1&-5&-9\0&0&1&0&1&2end{array}}right)}
следовательно
Pa→b=(2−10−191−5−9012){displaystyle P_{arightarrow b}={begin{pmatrix}2&-10&-19\1&-5&-9\0&1&2end{pmatrix}}}



См. также |



  • Цепи Маркова

  • Стохастическая матрица

  • Матрица поворота



Ссылки |


  • Матрицы перехода от базиса к базису













Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

is 'sed' thread safeWhat should someone know about using Python scripts in the shell?Nexenta bash script uses...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...