Фонизм (музыка) Литература | Навигация


Теория музыкиМузыкальные термины


др.-греч.интервалааккордала­до­во­гоЮ. Н. Тю­ли­нфак­ту­раметрритмФ. ШубертаН. А. Римского-Корсаковасимволизируеттональноститональные функцииПантональностьСонорика




Фони́зм (от др.-греч. φωνή – звук, го­лос), в русской теории музыки — ок­ра­ска, ко­ло­рит созвучия (интервала или аккорда) са­мо­го по се­бе, вне ла­до­во­го кон­тек­ста. Тер­мин ввёл Ю. Н. Тю­ли­н.


На вос­при­ятие ок­ра­ски то­го или ино­го со­зву­чия влия­ет пре­ж­де все­го его ин­тер­валь­ная струк­ту­ра, а так­же ус­ло­вия его ис­поль­зо­ва­ния в кон­крет­ном музыкальном со­чи­не­нии — не­од­но­крат­ное по­вто­ре­ние или со­пос­тав­ле­ние с другими со­зву­чия­ми, фак­ту­ра, метр и ритм, ре­гистр, тембр и т.д.


Например, в песне Ф. Шуберта «Ты мой покой» (Du bist die Ruh, D 776) фонизм второго аккорда, на который приходится слово Ruh («покой»), обеспечивают структура (основной тон Es, тоническая терция и секста, без квинты), мягкая «прозрачная» фактура и тернарный метр. В средней части Песни Индийского гостя (опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова) чередование мажорных и минорных аккордов имеет целью создать фонический контраст, который символизирует условно «ориентальный» колорит. Особую роль фонизм играет в расширенной тональности XIX—XX веков и в посттональной музыке, где ослабевают или полностью дезавуированы привычные тональные функции. См. также Пантональность, Сонорика.



Литература |




  • Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.


  • Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.


  • Холопов Ю. Н. Фонизм // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с. 580.

  • Фонизм // Большая российская энциклопедия. Том 33. Москва, 2017, с. 470.




Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

is 'sed' thread safeWhat should someone know about using Python scripts in the shell?Nexenta bash script uses...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...