Афанасий Ломонос Содержание Другие названия дня |...


Праздники по алфавитуЗимние праздникиНародный календарь восточных славянПраздники 18 январяПраздники 31 января


народном календаре у славян(31) январяАфанасия Великогорус.белор.болг.серб.чеш.польск.Афанасий ВеликийКирилл АлександрийскийСвятая ПрискаСмоленской губернии
































Афанасий Ломонос
Frost på träd.jpg
Тип
народно-христианский
Иначе
Изгнание ведьм, Афанасий-пучеглаз, Афанасий зимний
Значение
«перелом» зимы
Отмечается
славянами
Дата
18 (31) января
Традиции
«изгоняли ведьм», начинали кормить гусей зерном



Фрагмент русской иконы, символизирующий зиму:
Св. Афанасий, день которого считался серединой зимы в отношении корма скотины,
Введение во храм Пресвятой Богородицы, в чей день отмечается «приход зимы»[1] и
Св. Харалампий, в чей день «зима начинает охать»[2].


Афана́сий Ломоно́с (Афанасьев день) — день в народном календаре у славян, приходящийся на 18 (31) января. Название происходит от имени святого Афанасия Великого. В этот день на Руси «прогоняли ведьм»[3]. Белорусы называли день «гусиным праздником»[4].




Содержание






  • 1 Другие названия дня


  • 2 Традиции восточных славян


  • 3 Поговорки и приметы


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Другие названия дня |


рус. Афанасьевские морозы[5], Изгнание ведьм[6], Ломонос, Офонасьев день (сев.), Афанасий-пучеглаз, Афанасий-береги-нос, Афанасий зимний, Афанасий-мороз, Афанасий, Кирилл, Афанасий-Сердце (влад.)[7], белор. Гусінае свята, Панас[4], Апанас, Кірыл[8], болг. Атанасовден, Атанас, Зимний Атанас[9], Чуминден, Лелиндеп[10]; серб. Атанасиjу Велики[11], Чуминдан, Теткин дан[10]; чеш. Prisky[12]; польск. św. Pryska[13].


В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Афанасий Великий, Кирилл Александрийский; славянами-католиками — Святая Приска[14]; чьи имена присутствуют в названиях дня.



Традиции восточных славян |






Считалось, с этого дня ведьмы от «излишнего веселия» на своём шабаше теряют память. Поэтому именно в афанасьевские морозы старались пригласить деревенских знахарей те хозяева, к которым «повадится летать ведьма»[3].


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



Приглашённый на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему, — знает о его приходе только большак-хозяин с хозяйкой, так как считается, что без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь знахарь приступает к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы, так как «ведьмы влетают в жилье только этой дорогою». Под «князек» забивает он клинья, рассыпает по «загнетке» заранее собранную из семи печей золу и после этого отправляется к деревенской околице. Здесь он тоже сыплет золу, приговаривая невнятные слова никем не записанного заговора. Рассказывают, что ведьма, желая нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу; но как только будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от её проказ. Знакомые с преданиями суеверной старины люди знают в точности и путь, избираемый ведьмами в их полётах на шабаш и с шабаша. Прежде всего летят они на полдень — к Лысой горе, а оттуда тянет их на закат. Западную изгородь сельскую и заговаривают знахари, призванные изгонять ведьм. Подлетит ведьма, только вылетевшая из заговоренной трубы, — сунется к изгороди, и тут ей свободного ходу нет: или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьёт себе голову, если только ступит голой ногою на рассыпанную золу семи-печную. Одаривают знахаря всяким добром за его мудрёную работу[15]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


У белорусов Смоленской губернии день называли «гусиным праздником». С этого дня начинали кормить гусей зерном. Если в этот день была метель, которая, по мнению крестьян, олицетворяла летящий белый пух, то это расценивали как верную примету того, что в этот год выведется много гусят[8].


День Афанасия считался серединой зимы в отношении корма скотины, — серединой стойлового периода. И если запасов корма оставалось более половины — крестьянин мог не волноваться и спокойно дожидаться весеннего выпаса. Если же оставалось меньше — хозяин старался кормить более бережно. Белорусы святого Афанасия называли «защитником скота от морозов»[8].



Поговорки и приметы |



  • Афанасий нос и ухо дерёт[16].

  • Афанасий Ломонос — береги нос[17].

  • Афанасий и Кирилло забирают за рыло[18].

  • В Офонасьев день — самый крень, самы морозы живут (север.)[19].

  • Если на Афанасия вьюга и метель — весна затянется[20].



См. также |


  • Антон Перезимник


Примечания |





  1. Некрылова, 2007, с. 578.


  2. Некрылова, 2007, с. 113.


  3. 12 Коринфский, 1901, с. 117.


  4. 12 Лозка, 2002, с. 50.


  5. Никитина, 2013, с. 116.


  6. Сахаров, 1997, с. 248.


  7. Атрошенко, 2013.


  8. 123 Васілевіч, 1992.


  9. Колева, 1973, с. 280.


  10. 12 Седакова, Толстая, 1995, с. 119.


  11. Недељковић, 1998.


  12. Валенцова и др., 2012, с. 634.


  13. Валенцова и др., 2012, с. 635.


  14. Валенцова и др., 2012, с. 634, 635.


  15. Коринфский, 1901, с. 117–118.


  16. Рожнова, 1992, с. 23.


  17. Некрылова, 2007, с. 74.


  18. Калинский, 1997, с. 195.


  19. Некрылова, 2007, с. 75.


  20. Юдина, 2000, с. 218.




Литература |



  1. Атрошенко О. В. Русская народная хрононимия: системно-функциональный и лексикографический аспекты // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.

  2. Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

  3. Из словаря «Славянские древности» // Славяноведение. — М.: Наука, 1994. — № 3 (май–июнь). — С. 3–33.

  4. Афанасия-ломоноса // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

  5. Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3.

  6. Колева Т. А. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. — С. 266–283.

  7. Коринфский А. А. Январь-месяц // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 109—119.

  8. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.

  9. Никитина А. В. Русская традиционная культура. Учебное пособие для иностранцев. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 214 с. — ISBN 978-5-9765-1768-4.

  10. Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.

  11. Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. — СПб.: Литера, 1997. — 416 с. — ISBN 5-86617-023-X.

  12. Афанасий / Седакова И. А., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 119—121. — ISBN 5-7133-0704-2.

  13. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.


  14. Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)


  15. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)


  16. Неделькович, М[sr]. Годишњи обичаји у Срба. — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)


  17. Неделькович, М[sr]. Српски обичајни календар просте 1998 године. — Београд: Чин, 1998. (серб.)








Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

is 'sed' thread safeWhat should someone know about using Python scripts in the shell?Nexenta bash script uses...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...