М-25 (двигатель) Содержание Конструкция | Применение |...
АИ-4Г (АИ-4В)АИ-10АИ-14АИ-26АМ-34АМ-35АМ-37АМ-38АМ-39АМ-42АН-1АЧ-30АШ-21АШ-62АШ-73АШ-82АШ-83АШ-2ВАЗ-416ВАЗ-426ВАЗ-526ВД-4КДН-200М-1М-2М-3М-5М-11М-15М-17М-22М-25М-32М-40М-62М-63М-71М-85М-86М-87М-88М-89М-100М-103М-105М-106М-107ВК-108М-224М-250М-251ТКМ-501МБ-100МГ-31ММ-1П-032АИ-22АИ-25АИ-28АИ-222АИ-222-25Д-18ТДВ-2РД-35Д-36Д-436АЛ-31ФАЛ-41ФАЛ-55РД36-51Д-20Д-30Д-30КУД-30КУ-154Д-30Ф6ПС-90АПД-14ПС-9РД-33РД-93РД-133ТРДД-50НК-6НК-8НК-22НК-25НК-32НК-34НК-56НК-86НК-88НК-93НК-144НК-301РД-1700Р79В-300Р95-300АИ-8АИ-9АИ-450-МСВГТД-2ВГТД-43ВСУ-10ГТД-1ГТД-5ГТДЭ-117РУ-19А-300ТА-4ФЕТА-6ТА-8ТА-12ТА-14ТА18-100ТА18-200
Поршневые авиационные двигателиДвигатели воздушного охлажденияДвигатели ПМЗ
двигательСССР1930-е40-еамериканскийWright R-1820-F3Wright CycloneWright R-18201933 годазавод № 19ПермиАркадий Дмитриевич ШвецовСШАметрической системепоршневые кольцаподшипникиконвейерезаводом № 27КазаницилиндровWright R-1820-F3Gotha Go 244
М-25 | |
---|---|
Производитель | Завод № 19 (г. Пермь), завод № 27 (г. Казань) |
Годы производства | 1934—1942 |
Технические характеристики | |
Объём | 29,87 л |
Мощность | 750 л.с. (552 кВт) на 2100 оборотах |
Удельная мощность | 18,48 кВт/л |
Степень сжатия | 6,4 |
Диаметр цилиндров | 155,5 мм |
Ход поршня | 174,5 мм |
Количество цилиндров | 9 |
Компрессор | одноступенчатый односкоростной |
Турбонаддув | нет |
Тип топлива | бензин 3Б-70 (октановое число не ниже 87) |
Система охлаждения | воздушного охлаждения |
Удельный расход топлива | 280—300 г/(л.с.·ч) |
Размеры | |
Длина | 1100 мм |
Диаметр | 1365 мм |
Сухой вес | 434 кг |
M-25 — авиационный двигатель, выпускавшийся в СССР в 1930-е и 40-е годы по лицензии на американский двигатель Wright R-1820-F3 семейства Wright Cyclone.
Договор о лицензии на Wright R-1820 и технической помощи по освоению его производства был заключён 22 апреля 1933 года. Для освоения и адаптации двигателя был создан завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого был назначен Аркадий Дмитриевич Швецов.
Первый двигатель, собранный из комплектов деталей, поставленных из США, вышел на заводские испытания 1 июня 1934 г. Первая попытка пройти 100-часовые госиспытания оказалась неудачной, но повторные испытания в июле—августе 1935 г. закончились успешно. Единственным отличием первых двигателей М-25 от американского аналога было указание размеров в метрической системе. В двигателях первых серий использовались американские детали — клапанные пружины, поршневые кольца, подшипники; от их использования отказались с начала 1936 г. С марта 1937 г. двигатели собирались на конвейере. Некоторое количество М-25 было собрано в 1938—1939 гг. заводом № 27 в Казани из комплектов деталей, полученных из Перми. Всего до начала 1942 г. было выпущено 13 888 единиц M-25 различных модификаций.
Содержание
1 Конструкция
2 Применение
3 Экспозиция в музеях
4 Литература
Конструкция |
Поршневой девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения с радиальным расположением цилиндров. Представлял собой лицензионную копию американского двигателя Wright R-1820-F3.
Применение |
Двигатель М-25 устанавливался в СССР на следующих типах самолётов:
- И-14
- Неман Р-10
- Поликарпов И-15
- И-15 бис
- Поликарпов И-153
- Поликарпов И-16
- ДИ-6
- КОР-1
- ИП-1
Трофейные М-25 устанавливались немцами на легкие транспортные самолеты Gotha Go 244.
Экспозиция в музеях |
Двигатель М-25 представлен в экспозициях следующих музеев:
- Центральный музей ВВС (пгт. Монино, Московская обл.)
- Мемориальный музей В. П. Чкалова (г. Чкаловск, Нижегородская обл.)
Литература |
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
- Справочник по авиамоторам производства завода им. Сталина. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1946. — 266 с.