Тьенто Содержание Краткая характеристика | Другие...


Музыкальные жанрыМузыка эпохи Возрождения


исп.порт.исп.виэульномЛуиса де МиланаА. МударрыМ. де ФуэнльянытабулатурнойЛ. Венегаса де ХенестрозыфантазииричеркараА. де Кабесонуcantus firmusорганафламенко




Тье́нто (исп. tiento, порт. tento, от исп. tentar нащупывать, испытывать, пробовать) — жанр инструментальной музыки в эпоху Ренессанса в Испании и Португалии.




Содержание






  • 1 Краткая характеристика


  • 2 Другие значения термина


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





Краткая характеристика |


Самые ранние дошедшие до нас пьесы с обозначением «тьенто» находятся в виэульном сборнике «Учитель» Луиса де Милана (1536). 13 тьенто Луиса де Милана содержат дидактические приёмы для запоминания аппликатуры (dedillos), а также усвоения темповых контрастов, полезные новичку, обучающемуся игре на виуэле; с формальной точки зрения никакой специфики в них выделить невозможно. Тьенто А. Мударры (1546) и М. де Фуэнльяны (1554), также для виуэлы — короткие прелюдии к (следующим за ними) танцевальным сюитам. Их «вводный» характер проявляется в «нащупывании» основных функций и категорий (модальных) ладов, к которым каждое из этих тьенто приписано.


В универсальной табулатурной школе «Libro de cifra nueva» Л. Венегаса де Хенестрозы (1557)[1] тьенто толкуется как синоним фантазии. Эта книга — важное свидетельство о перемене значения «тьенто», которое стали понимать как полифоническую пьесу «импровизационного» характера типа ричеркара. Наиболее значительные образцы тьенто второй половины XVI в. принадлежат А. де Кабесону (1578); его 12 тьенто — развитые полифонические (в т.ч. на cantus firmus) пьесы для органа, которые, возможно, звучали даже в ходе католического богослужения[2]. В XVII веке аналогичные в композиционно-стилевом отношении пьесы сочиняли органисты в Испании (Ф. Корреа де Арауху; 62 тьенто в сборнике «Libro de tientos», 1626) и в Португалии (М.Р. Коэлью; 24 пьесы в сборнике «Flores de musica», 1620). Органные тьенто иберийские композиторы продолжали писать примерно до начала XVIII века, после чего интерес к этому жанру угас.



Другие значения термина |


Словом «tiento» также называют один из стилей (palos) современного испанского фламенко.



Примечания |





  1. Предложенная Венегасом новая система табулатурной нотации предназначалась не для одного конкретного музыкального инструмента, но предполагала широкое практическое использование — для различных клавишных и струнных щипковых инструментов. Помимо дидактической части школа содержит обширное музыкальное приложение (более 200 образцов) — главным образом, перепечатки из современных испанских и итальянских сборников инструментальной музыки, а также интабуляции известных вокальных пьес.


  2. Ridler B., Jambou L. Tiento // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.




Литература |




  • Merino Montero L. The Keyboard Tiento in Spain and Portugal from the 16th to the Early 18th Century. Diss., University of California. Santa Barbara, 1968


  • Jambou L. Les origines du tiento. Paris, 1982


  • López-Calo J. Historia de la música española: Siglo XVII. Madrid, 1983


  • Jambou L. Le "cantus firmus" dans le tiento. Paris, 1994



Ссылки |



  • Тьенто второго тона М. де Фуэнльяны

  • Тьенто А. Кабесона (фрагменты)




Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...