Тьенто Содержание Краткая характеристика | Другие...

Multi tool use
Multi tool use


Музыкальные жанрыМузыка эпохи Возрождения


исп.порт.исп.виэульномЛуиса де МиланаА. МударрыМ. де ФуэнльянытабулатурнойЛ. Венегаса де ХенестрозыфантазииричеркараА. де Кабесонуcantus firmusорганафламенко




Тье́нто (исп. tiento, порт. tento, от исп. tentar нащупывать, испытывать, пробовать) — жанр инструментальной музыки в эпоху Ренессанса в Испании и Португалии.




Содержание






  • 1 Краткая характеристика


  • 2 Другие значения термина


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





Краткая характеристика |


Самые ранние дошедшие до нас пьесы с обозначением «тьенто» находятся в виэульном сборнике «Учитель» Луиса де Милана (1536). 13 тьенто Луиса де Милана содержат дидактические приёмы для запоминания аппликатуры (dedillos), а также усвоения темповых контрастов, полезные новичку, обучающемуся игре на виуэле; с формальной точки зрения никакой специфики в них выделить невозможно. Тьенто А. Мударры (1546) и М. де Фуэнльяны (1554), также для виуэлы — короткие прелюдии к (следующим за ними) танцевальным сюитам. Их «вводный» характер проявляется в «нащупывании» основных функций и категорий (модальных) ладов, к которым каждое из этих тьенто приписано.


В универсальной табулатурной школе «Libro de cifra nueva» Л. Венегаса де Хенестрозы (1557)[1] тьенто толкуется как синоним фантазии. Эта книга — важное свидетельство о перемене значения «тьенто», которое стали понимать как полифоническую пьесу «импровизационного» характера типа ричеркара. Наиболее значительные образцы тьенто второй половины XVI в. принадлежат А. де Кабесону (1578); его 12 тьенто — развитые полифонические (в т.ч. на cantus firmus) пьесы для органа, которые, возможно, звучали даже в ходе католического богослужения[2]. В XVII веке аналогичные в композиционно-стилевом отношении пьесы сочиняли органисты в Испании (Ф. Корреа де Арауху; 62 тьенто в сборнике «Libro de tientos», 1626) и в Португалии (М.Р. Коэлью; 24 пьесы в сборнике «Flores de musica», 1620). Органные тьенто иберийские композиторы продолжали писать примерно до начала XVIII века, после чего интерес к этому жанру угас.



Другие значения термина |


Словом «tiento» также называют один из стилей (palos) современного испанского фламенко.



Примечания |





  1. Предложенная Венегасом новая система табулатурной нотации предназначалась не для одного конкретного музыкального инструмента, но предполагала широкое практическое использование — для различных клавишных и струнных щипковых инструментов. Помимо дидактической части школа содержит обширное музыкальное приложение (более 200 образцов) — главным образом, перепечатки из современных испанских и итальянских сборников инструментальной музыки, а также интабуляции известных вокальных пьес.


  2. Ridler B., Jambou L. Tiento // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.




Литература |




  • Merino Montero L. The Keyboard Tiento in Spain and Portugal from the 16th to the Early 18th Century. Diss., University of California. Santa Barbara, 1968


  • Jambou L. Les origines du tiento. Paris, 1982


  • López-Calo J. Historia de la música española: Siglo XVII. Madrid, 1983


  • Jambou L. Le "cantus firmus" dans le tiento. Paris, 1994



Ссылки |



  • Тьенто второго тона М. де Фуэнльяны

  • Тьенто А. Кабесона (фрагменты)




RnbPw E,5LEWwJY03Q1WENLlqV,jHu 0hM1RA7,6Cltr3dVO61,AQ79P4IdFRfEZT76Vgs 5L1,UjMjsUD,OJpi3tGcrXoKKHJ6b buG
MU8Lc wceatD5tja Ag9yddN ULok,kZ53L7V,rPf7s3OUdSpCuy7 xzx2n90Ge i6uMcOy1LpSV2iDhrapp8nC0BCJAgnDG

Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Is there an online compendium of Rav Moshe teshuvos in English that exists?Which sections of Igros Moshe are...

Герцинская Европа Источники | Навигация