Еникеев, Гайса Хамидуллович Содержание Биография |...
Родившиеся 2 июляРодившиеся в 1864 годуПерсоналии по алфавитуРодившиеся в Белебеевском уездеУмершие в 1931 годуУмершие в УфеПохороненные на Магометанском кладбище (Уфа)Преподаватели медресе ХусаинияЧлены Государственной думы Российской империи от Казанской губернииЧлены Государственной думы Российской империи IV созываКадетыИсследователи и собиратели башкирского фольклораФольклористы Российской империи
2 июля1864 годаОренбургская губернияУфапросветительэтнографIIIIV Государственной думыОренбургской губернийРоссийской империиСимбирской губернииКазаниВременного комитета Государственной думыФевральской революцииВятской губернииНовые КаргалыБелебеевского уездаОренбургской губернииВерхние КаргалыБлаговарского районаРеспублики БашкортостанмурзинскойЕникеевыхКазаниТемниковеучительскую семинариюОренбургеОренбургской ученой архивной комиссииРусском географическом обществеГосударственного банка Российской империимедресесуконнойСимбирской губернииА. Г. ХусаиноваКазанирусификаторскуюдесятинамигубернский секретарьТретью Госудраственную думу Российской империиКазанского губернскогоКонституционно-демократической фракциейМ. М. Винавератюркского населениябашкирскихЧетвёртую ГосдумуОренбургской губернийИ. И. Дмитрюковаинородцеввоенной отсрочкимечетейСредней АзииТуркестанСанкт-ПетербургеПетроградеВременного комитета Государственной думыН. В. НекрасоваМинистерстве внутренних делС. А. КотляревскогоВременного центрального бюро мусульман РоссииПервого Всероссийского мусульманского съездапарламентариевПоволжьеТуркестанского краяСоветской РоссииВяткеВятской губернииУфумусульманском кладбищефольклораПриуральеБашнаркомпросУфимского института искусствК. Ю. Рахимоваузун-кюй
Гайса Хамидуллович Еникеев | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
тат. Гайсә Хәмидулла улы Еникеев | ||||||
Г. Х. Еникеев (1913) | ||||||
| ||||||
Монарх | Николай II | |||||
| ||||||
Монарх | Николай II / монархия упразднена | |||||
Преемник | должность упразднена | |||||
Вероисповедание | ислам | |||||
Рождение | 2 июля 1864(1864-07-02) Новые Каргалы, Белебеевский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя | |||||
Смерть | март 1931 (66 лет) Уфа, СССР | |||||
Место погребения | Магометанское кладбище | |||||
Партия | мусульманская фракция, сотрудничал с кадетами | |||||
Образование | учительская семинария | |||||
Профессия | учитель | |||||
Автограф | ||||||
Награды | Награды и благодарности попечителя учебного округа | |||||
Место работы |
| |||||
Гайса Хамидуллович Еникеев на Викискладе |
Гайса Хамидуллович Еникеев (вариант имени Айса[1], фамилии — Еникиев[2]; 2 июля 1864 года, Оренбургская губерния — март 1931, Уфа) — учитель, просветитель, этнограф, депутат III.mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em} и IV Государственной думы от Казанской и Оренбургской губерний (1907—1917), уделявший особое внимание защите интересов мусульманского населения Российской империи. До избрания на государственный пост являлся директором суконной фабрики в Симбирской губернии и главным распорядителем всех благотворительных и учебно-воспитательных учреждений Казани. Член Временного комитета Государственной думы в период Февральской революции и организатор Первого Всероссийского мусульманского съезда (май 1917) . В советское время являлся членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии и инспектором Башсельхозкредита; стал известен как профессиональный знаток татарского и башкирского фольклора .
Содержание
1 Биография
1.1 Ранние годы. Учитель
1.2 Депутат III думы
1.3 Депутат IV Думы
1.4 Представитель ВКГД
1.5 Советское время. Последние годы
2 Увлечения
3 Произведения
4 Семья
5 Примечания
6 Литература
Биография |
Ранние годы. Учитель |
Гайса (Айса) Еникеев родился 2 июля 1864 года в деревне Новые Каргалы (Каргалыбаш[3]) Богаданской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии[4] (сегодня — деревня Верхние Каргалы Благоварского района Республики Башкортостан) в бедной, но древней и родовитой (мурзинской), дворянской семье Еникеевых. Основоположником рода был сам Еникей Тенишевич Кутушев — глава Темниковских татар в Казани (1555) и воевода в Темникове (1558)[5][6].
Получил начальное («низшее») образование в русско-татарской школе в родной деревне. В 1877 году[7] окончил Оренбургскую инородческую учительскую семинарию (получив награду первой степени) и стал учителем Образцового инородческого начального училища при той же семинарии. На этой должности руководил практическими занятиями учащихся старшего класса, а также давал образцовые уроки для делегатов съездов народных учителей, проводившихся при семинарии[5][8].
В 1890—1895 годах заведовал русско-татарским начальным училищем в Оренбурге. Состоял в Оренбургской ученой архивной комиссии (1887) и в Русском географическом обществе (1883)[7]. В 1895—1903 годах служил в Оренбургском отделении Государственного банка Российской империи. Одновременно являлся преподавателем, а затем и заведующим мусульманского духовного училища — медресе «Хусаиния» в Оренбурге[5]. Всего проработал учителем 15 (или 12[9]) лет[10]. Удостаивался наград и благодарностей попечителя учебного округа[11].
После выхода в отставку, в 1903 году, занял пост директора суконной фабрики в Симбирской губернии. В 1907 году проживал в Казани, являясь главным распорядителем всех благотворительных и учебно-воспитательных учреждений (с годовым содержанием в 3000 рублей), основанных на капиталы миллионера А. Г. Хусаинова. Был доверенным лицом Хусаинова в Казани[5][10].
В этот период активно критиковал русификаторскую политику царского правительства, указывая, в частности, на трудное положение татарского образования. Он пользовался большим авторитетом среди мусульманского населения Казани. Владел 40 десятинами земли и двумя деревянными домами, оценёнными в 8000 тогдашних рублей[5].
Депутат III думы |
18 октября 1907 года потомственный дворянин и губернский секретарь Г. Х. Еникеев был избран в Третью Госудраственную думу Российской империи от общего состава выборщиков Казанского губернского избирательного собрания[5].
В III Думе вошёл в Мусульманскую фракцию (группу[10]) — стал одним из её наиболее деятельных членов. Стал заместителем секретаря Думы, но отказался от этой должности после всего одной сессии[12]. Одновременно неофициально (устав фракции не позволял двойное членство) сотрудничал с Конституционно-демократической фракцией: в том числе, входил в созданную при ней комиссию по гражданскому равноправию (под председательством М. М. Винавера), занимавшуюся подготовкой и обсуждением законодательных инициатив об отмене действовавших тогда ограничений, основанных на религиозной или национальной принадлежности; по просьбе отдельных членов этой комиссии сделал доклад по вопросу об ограничениях, существующих в отношении мусульманского населения Империи; представил необходимые для работы комиссии документы[5].
Кроме того, он был членом четырёх думских комиссий: по народному образованию, по исполнению государственной росписи доходов и расходов (в первые две сессии)[5], по рабочему вопросу (сессии 4 и 5), о мерах к упорядочению хлебной торговли (5-я сессия). Выступал в защиту тюркского населения России; критиковал политику русификации, христианизации и расхищения, не только татарских, но и земель тюркских народов вообще — в частности, боролся против расхищения башкирских земель[13].
Депутат IV Думы |
25 октября 1912 года избрался в следующую, Четвёртую Госдуму, но на этот раз — от второго съезда городских избирателей Оренбургской губерний[13].
В новой Думе вновь вошёл в Мусульманскую фракцию, а также и в президиум парламента — стал товарищем (заместителем) секретаря Думы И. И. Дмитрюкова. В IV Думе состоял в комиссиях по народному образованию, по вероисповедным вопросам, о путях сообщения и в комиссии для выработки законопроекта о печати[13].
В этот период выступал по различным вопросам правительственной политики в области просвещения, уделяя особое внимание защите интересов мусульманского населения. В частности, предлагал допускать в государственные школы для инородцев преподавателей той же, что и у учеников, национальности. Кроме того, предлагал вести начальное образование в таких школах на родном языке[13][14]: .mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
Даже в некоторые мрачные времена прошлого не было того, что есть теперь. Притеснения, запреты, произвол в отношении инородцев достигли крайней своей точки. Давление стало более грубым, образуя стройную систему черносотенно-полицейско-миссионерской опеки, охватившей жизнь инородцев со всех сторон... Целью этой опеки, этой политики... является проведение черносотенно-ассимиляторско-миссионерско-обрусительной тенденции: ограничения инородцев в правах, держание их в невежестве, в черном теле, материальное и духовное их ослабление, обезземелевание, искоренение религиозных, племенных, бытовых особенностей, всего того, что составляет святая святых каждого народа, залог и условие его национального существования и материального благополучия... В конечном результате эта политика имеет целью растворить всех инородцев в одном общем русифицированном болоте... Школы закрываются, учителя увольняются без всякого повода, а если и какой повод, то по самому ничтожному, а иногда даже просто в интересах русификации (...) сколько учителей наших школ, сколько представителей нашего духовенства совершенно безвинно отстраняют от преподавания родной грамоты и предметов на родном языке... |
Отстаивал и обосновывал необходимость предоставления мусульманским учителям и исламскому духовенству военной отсрочки для обеспечения полноценного функционирования мечетей и конфессиональных учебных заведений. Также высказывался по поводу ограничения «татар» в праве владения недвижимостью в Средней Азии (см. Туркестан)[13].
В июне 1914 года стал участником мусульманского съезда в Санкт-Петербурге (от Мусульманской фракции Думы), посвященного реформам религиозного управления. Здесь он выступил с собственным проектом реформы «мусульманского прихода» (махали)[13].
Представитель ВКГД |
После Февральской революции 1917 года находился в Петрограде. С 9 марта он стал членом Временного комитета Государственной думы (ВКГД; вместо Н. В. Некрасова). Также был представителем Госдумы на совещании при Министерстве внутренних дел (под председательством С. А. Котляревского) и членом Временного центрального бюро мусульман России в Петрограде[13].
В это же время участвовал в организации Первого Всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 года в Москве[12], а также принимал участие в частных совещаниях парламентариев[13].
3 августа ему был разрешён выезд из Петрограда для поездки в Поволжье и степные области Туркестанского края. После октября 1917 года остался в Советской России, но отошёл от политической деятельности[13].
Советское время. Последние годы |
В 1918—1923 годах жил в Вятке, работая в Вятском губернском отделе народного образования и на других административных и хозяйственных должностях — в 1918—1919 годах состоял членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии[2]. В ноябре 1923 года переехал в Уфу и стал инспектором Башкирского сельскохозяйственного банка (Башсельхозкредит)[13][7].
В мае 1928 года вышел на пенсию. Скончался в марте 1931 года в Уфе, был похоронен на мусульманском кладбище[13].
Увлечения |
Был членом Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии. Был широко известен как профессиональный знаток татарского и башкирского фольклора; собрал около пяти сотен башкирских и татарских народных песен, объезжая Поволжье и Приуралье — Казанскую, Оренбургскую, Самарскую и Уфимскую губернию[2] — до октября 1917 года. В 1929 году 114 из этих песен приобрёл Башнаркомпрос: коллекция хранится в фольклорном фонде Уфимского института искусств[15][3].
С помощью профессора А. И. Оводова и К. Ю. Рахимова он смог переложить часть песен («узун-кюй»), которые собирал с 19 лет[3], на ноты; являлся их исполнителем — современники отмечали, что он обладал красивым голосом и прекрасно исполнял народные мелодии и песни, не рискуя, однако, выйти на профессиональную сцену[15][7][16].
Произведения |
- Сборник «Татарские и башкирские песни» («Сброник № 1» в УГАИ)[7].
- Статьи в газете «Нур»[17].
Семья |
По данным на 1907 год состоял в браке[5].
Примечания |
↑ Усманова, 2009, с. 78.
↑ 123 Татарский энциклопедический словарь, 1999.
↑ 123 Атанова, 1974, с. 34—43.
↑ С 1865 года — Уфимская губерния
↑ 123456789 Николаев, Усманова, 2008, с. 184.
↑ Еникеев, 1999, с. 246.
↑ 12345 БЭ, 2013.
↑ Усманова, 2005, с. 353.
↑ Сафонов, 2012, с. 116.
↑ 123 Боиович, 1913, с. 208.
↑ Ольшанский, 1913, с. 21.
↑ 12 Кирьянов, 2006, с. 269.
↑ 1234567891011 Николаев, Усманова, 2008, с. 185.
↑ Еникеев, 1999, с. 248—249.
↑ 12 Николаев, Усманова, 2008, с. 184—185.
↑ Усманова, 2009, с. 78—79.
↑ Шангараев, 2014, с. 185.
Литература |
- Книги
- Еникеевы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Николаев А. Б., Усманова Д. М. Еникеев Гайса Хамидуллович // Государственная дума Российской империи: 1906-1917 / Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. — М.: РОССПЭН, 2008. — 735 с. — ISBN 978-5-8243-1031-3.
- Члены Государственной думы: (портреты и биографии): Четвертый созыв, 1912—1917 г. / сост. М. М. Боиович. — М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1913. — LXIV, 454, [2] с.
- 4-й созыв Государственной думы : Худож. фототип. альбом с портр. и биогр.. — издание Н. Н. Ольшанского. — СПб.: Ольшанский, 1913. — [79] с., 46 л. ил. с.
- Еникеев Гайса Хамидуллович // Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 с. — ISBN 0-9530650-3-0.
- Ихтисамов Х. С., Ямаева Л. А. Еникеев Гайса Хамидуллович // Башкирская энциклопедия / гл.ред. М.А.Ильгамов. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019. — ISBN 978-5-88185-306-8.
- Усманова Д. М. Еникеев Гайса // Татарская энциклопедия: В 5-т / Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2: Г-Й. — 656 с. — ISBN 5-902375-02-9.
- Усманова Д. М. Еникеев Гайса Хамидуллович // Ислам в Санкт-Петербурге: энциклопедический словарь. — М.: Медина, 2009.
- Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX века: новые политики в новом политическом пространстве. — Пермь, 2006. — 357 с. — ISBN 5-93683-106-X.
- Сафонов Д. А. Россия. Начало XX века (Подробности). — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — 203 с. — ISBN 978-5-85859-510-6.
- Еникеев С. Х. Род мурз Еникеевых // Очерк истории татарского дворянства / Саид мурза князь Еникеев; Науч. ред. С. В. Думин; Акад. наук Респ. Башкортостан. Отд-ние гуманит. наук.. — Уфа: Гилем, 1999. — 353 с. — ISBN 5-7501-0070-7.
- Статьи
- Шангараев Р. Р. Освещение проблем мусульманского духовенства на страницах газеты «Нур» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2014. — Т. 4, вып. 4. — С. 183—192. — ISSN 1818-6653.
- Атанова Л. П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского района // Фольклористика в Советской Башкирии. — Уфа, 1974. — Вып. 1. — С. 34—43.
- Архивы
РГИА [Российский государственный исторический архив]. Фонд 1278. Опись 9. Дело 261, 262.
РГАКФД [Российский государственный архив кинофотодокументов]. Ал-915 сн. 341.
УГАИ [Уфимский государственный институт искусств] и Научный архив УНЦ РАН [Уфимский научный центр], «Сборник № 1».
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |