Первый человек Содержание Научные представления |...


ПерволюдиМифологические архетипы


человеческого родачеловек разумныйэволюциигоминидчеловекообразных обезьянплацентарных млекопитающихЧеловек-предшественникКниги БытияАдам и ЕваЭдемеврейскому календарю3761 г. до н. э.ЛилитЗогарСефер Разиэль ха-малахКоранеИмирАудумлаинеистые великаныАск и ЭмблаБуриМашйа и МашйанаИнахаМелииАкусилайПелопоннесаПлатонТимееКлимент АлександрийскийСтроматахОлорунОриша Нла








Первый человек — прародитель человеческого рода. Понятие, одинаково близкое различным областям знаний, но имеющее разный смысл и значение в зависимости от выбранного подхода.




Содержание






  • 1 Научные представления


  • 2 Религиозные представления


    • 2.1 По вавилонскому эпосу Энума элиш


    • 2.2 По Книге Бытия: в иудаизме, христианстве


      • 2.2.1 В Каббале




    • 2.3 По Корану в исламе


    • 2.4 У древних индийцев


    • 2.5 У древних германцев и скандинавов


    • 2.6 У зороастрийцев (древних персов)


    • 2.7 В Древней Греции


    • 2.8 В Восточной Африке


    • 2.9 В Западной Африке




  • 3 См. также


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





Научные представления |





Адам; Микеланджело


Согласно научным данным современный человек, человек разумный, появился вследствие эволюции, отделившись от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих около 200 тысяч лет назад. Является потомком других видов людей, в том числе и наиболее древнего из известных, проживавших на территории Европы видов — Homo antecessor (Человек-предшественник), жившего от 1,2 млн. до 800 тыс. лет назад. В целом понятие первого человека в науке чётко не определено, и обычно под ним подразумевается наиболее древний ископаемый вид, по ряду формальных признаков сходный с Homo sapiens. Однако приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров. Наши предки с объёмом мозга в 650—680 куб.см. уже относятся к человеку умелому Homo habilis.



Религиозные представления |




По вавилонскому эпосу Энума элиш |


Мардук замыслил создать человека и поделился своими планами с премудрым Эа. Собрав совет богов, он решил принести в жертву коварного Кингу, и все согласились на это. Кингу убили, выпустили из него кровь, из которой Эа создал людей и возложил на них бремя служения богам.[источник не указан 1069 дней]


По другой версии первый человек появился из смеси глины и крови бога Кингу (убитого богом Эа).[источник не указан 1069 дней]



По Книге Бытия: в иудаизме, христианстве |



При буквальном прочтении Книги Бытия Адам и Ева — первые люди, созданные Богом из земли и помещённые им в Райский сад Эдем на шестой день творения:







«

И Господь Бог создал человека из праха земли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой.
(Быт. 2:7)


»

В иудаизме началом мира считается появление первого человека на Земле. Согласно еврейскому календарю это произошло в 3761 г. до н. э.



В Каббале |



Лилит — первая жена Адама в еврейской и армянской мифологиях и книге Зогар.


Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров — материального и духовного. Ему приписывается авторство каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах» (Книга ангела Разиэля).



По Корану в исламе |






В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.
В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:


«Он — Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным всё сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).


Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:


И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имён, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).



У древних индийцев |


Пуруша — согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.



У древних германцев и скандинавов |


Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла, вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.
Аск и Эмбла — люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. (См. также Бури).



У зороастрийцев (древних персов) |



В культуре Древней Персии первопредок людей — Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана.



В Древней Греции |



Фороней — предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии. Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса. Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах» также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».



В Восточной Африке |


Однажды на пустынный берег моря выползла жаба — первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов — мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.


Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей — детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.


Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.



В Западной Африке |


На небесах Олорун, Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.



См. также |



  • Геногеография

  • Человек

  • Рождение

  • Смерть

  • Адам

  • Ева

  • Сказание о сотворении Богом Адама

  • Зоны ускоренного развития у человека

  • Происхождение видов

  • Последний человек



Литература |


на русском языке


  • Тренчени-Вальдапфель И. Общественный фон для двух мифов об Адаме // Происхождение Библии, М., 1964;

на других языках


  • Beck Е., lblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1-2.

  • Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gott., 1911;

  • Hubner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, [1969];

  • Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942;

  • Quispel G., Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, «Eranos Jahrbuch», 1953, Bd 22;

  • Röhrich L., Adam und Eva, [Stuttg.], 1968;

  • Scһöpfungsmythen, Darmstadt, 1977;

  • Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung im alten Testament, Münster. 1933;

  • Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma», 1967, Jg. 13, H. 4.



Ссылки |




  • Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте биологии развития РАН 19 марта 2009 г.

  • Предыстория человека

  • Африканская сказка о сотворении человека








Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...