Первый человек Содержание Научные представления |...
ПерволюдиМифологические архетипы
человеческого родачеловек разумныйэволюциигоминидчеловекообразных обезьянплацентарных млекопитающихЧеловек-предшественникКниги БытияАдам и ЕваЭдемеврейскому календарю3761 г. до н. э.ЛилитЗогарСефер Разиэль ха-малахКоранеИмирАудумлаинеистые великаныАск и ЭмблаБуриМашйа и МашйанаИнахаМелииАкусилайПелопоннесаПлатонТимееКлимент АлександрийскийСтроматахОлорунОриша Нла
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. |
Первый человек — прародитель человеческого рода. Понятие, одинаково близкое различным областям знаний, но имеющее разный смысл и значение в зависимости от выбранного подхода.
Содержание
1 Научные представления
2 Религиозные представления
2.1 По вавилонскому эпосу Энума элиш
2.2 По Книге Бытия: в иудаизме, христианстве
2.2.1 В Каббале
2.3 По Корану в исламе
2.4 У древних индийцев
2.5 У древних германцев и скандинавов
2.6 У зороастрийцев (древних персов)
2.7 В Древней Греции
2.8 В Восточной Африке
2.9 В Западной Африке
3 См. также
4 Литература
5 Ссылки
Научные представления |
Согласно научным данным современный человек, человек разумный, появился вследствие эволюции, отделившись от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих около 200 тысяч лет назад. Является потомком других видов людей, в том числе и наиболее древнего из известных, проживавших на территории Европы видов — Homo antecessor (Человек-предшественник), жившего от 1,2 млн. до 800 тыс. лет назад. В целом понятие первого человека в науке чётко не определено, и обычно под ним подразумевается наиболее древний ископаемый вид, по ряду формальных признаков сходный с Homo sapiens. Однако приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров. Наши предки с объёмом мозга в 650—680 куб.см. уже относятся к человеку умелому Homo habilis.
Религиозные представления |
По вавилонскому эпосу Энума элиш |
Мардук замыслил создать человека и поделился своими планами с премудрым Эа. Собрав совет богов, он решил принести в жертву коварного Кингу, и все согласились на это. Кингу убили, выпустили из него кровь, из которой Эа создал людей и возложил на них бремя служения богам.[источник не указан 1069 дней]
По другой версии первый человек появился из смеси глины и крови бога Кингу (убитого богом Эа).[источник не указан 1069 дней]
По Книге Бытия: в иудаизме, христианстве |
При буквальном прочтении Книги Бытия Адам и Ева — первые люди, созданные Богом из земли и помещённые им в Райский сад Эдем на шестой день творения:
И Господь Бог создал человека из праха земли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой. (Быт. 2:7) |
В иудаизме началом мира считается появление первого человека на Земле. Согласно еврейскому календарю это произошло в 3761 г. до н. э.
В Каббале |
Лилит — первая жена Адама в еврейской и армянской мифологиях и книге Зогар.
Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров — материального и духовного. Ему приписывается авторство каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах» (Книга ангела Разиэля).
По Корану в исламе |
В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. |
В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.
В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:
«Он — Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным всё сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).
Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:
И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имён, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).
У древних индийцев |
Пуруша — согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.
У древних германцев и скандинавов |
Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла, вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.
Аск и Эмбла — люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. (См. также Бури).
У зороастрийцев (древних персов) |
В культуре Древней Персии первопредок людей — Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана.
В Древней Греции |
Фороней — предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии. Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса. Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах» также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».
В Восточной Африке |
Однажды на пустынный берег моря выползла жаба — первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов — мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.
Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей — детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.
Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.
В Западной Африке |
На небесах Олорун, Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.
См. также |
- Геногеография
- Человек
- Рождение
- Смерть
- Адам
- Ева
- Сказание о сотворении Богом Адама
- Зоны ускоренного развития у человека
- Происхождение видов
- Последний человек
Литература |
- на русском языке
Тренчени-Вальдапфель И. Общественный фон для двух мифов об Адаме // Происхождение Библии, М., 1964;
- на других языках
- Beck Е., lblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1-2.
- Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gott., 1911;
- Hubner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, [1969];
- Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942;
- Quispel G., Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, «Eranos Jahrbuch», 1953, Bd 22;
- Röhrich L., Adam und Eva, [Stuttg.], 1968;
- Scһöpfungsmythen, Darmstadt, 1977;
- Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung im alten Testament, Münster. 1933;
- Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma», 1967, Jg. 13, H. 4.
Ссылки |
Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте биологии развития РАН 19 марта 2009 г.- Предыстория человека
- Африканская сказка о сотворении человека
Для улучшения этой статьи желательно: |