ЛОХ (система пожаротушения) Содержание Принцип и описание |...
Подводные лодкиПожаротушение
пожаротушенияфреонК-19пожаротушенияпероксид натрияПероксид натрияпожаротушениячёрного ящикаПДАизолирующий противогазшланговые дыхательные аппаратыК-152 «Нерпа»
Лодочная объёмная химическая защита (ЛОХ) — система объёмного химического пожаротушения. Применяется на подводных лодках.
В качестве огнегасителя используется фреон. В каждом отсеке подводной лодки имеется станция системы ЛОХ, с которой огнегаситель можно подать в свой, либо соседний отсеки. Система применяется для тушения больших пожаров на любой стадии их развития.[1] Не применяется для тушения пожаров порохов, взрывчатых веществ и двухкомпонентных ракетных топлив.[2]
Содержание
1 Принцип и описание
2 Применение
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
Принцип и описание |
Подводная лодка представляет собой обитаемый герметически замкнутый объект с искусственной газовой средой. Применение большого количества горючих материалов в сочетании с обогащенной кислородом искусственной газовой средой при различных давлениях делают её чрезвычайно пожароопасными. По этой причине с целью предупреждения пожаров и борьбы с ними в руководящих документах ВМФ «Правила водолазной службы ВМФ» (2002 год) и «Наставлении по борьбе за живучесть подводной лодки» (1971 год) содержание кислорода в газовой среде герметичных помещений (барокамеры, отсеки подводных лодок) допускается не более 25 %.[3]
ЛОХ была разработана после пожара на подлодке К-19.
Принцип действия системы ЛОХ — химическое воздействие на точки горения. Огнегаситель работает как антикатализатор, замедлитель реакций горения вплоть до их полного прекращения (ингибитор горения). Вопреки распространённому заблуждению, он не вытесняет кислород. Кислород расходуется на горение. На ПЛ в качестве огнегасителя применяется тетрафтордибромэтан (хладон 114B2) чистотой 99,5%. ЛОХ является системой объёмного химического пожаротушения. Хладон и фреон - синонимы.
Подача фреона гарантированно обеспечивает тушение пожара на любой стадии его развития за время около шестидесяти секунд при нормальных давлении и содержании кислорода в атмосфере отсека.[4]
Отличие в конструкции от традиционных систем газового пожаротушения объясняются необходимостью тушения системы регенерации воздуха, содержащей пероксид натрия. Пероксид натрия является окислителем. В смеси с горючими веществами взрывоопасен. Легко воспламеняется при смачивании небольшим количеством воды.
Применение |
Управление подачей ЛОХ (на атомных лодках начиная с третьего поколения) осуществляется через пульт общекорабельных систем (ОКС) «Молибден». Активизировать систему пожаротушения можно с центрального пульта (в ЦП) для любого отсека, или непосредственно в отсеке (только для своего отсека и соседних отсеков). В центральный пульт встраивается блок «Ротор» для записи отображаемых «Молибденом» параметров и проходящих команд — аналог «чёрного ящика» в авиации.
При включении ЛОХ подается звуковой сигнал тревоги ревуном и в отсек пускается хладон, вытесняемый из баллонов сжатым воздухом.
Личный состав отсека, в котором пущен хладон, должен в течение нескольких секунд надеть ПДА, позволяющие дышать около 20 минут. За отведённое время личный состав аварийного отсека должен выполнить первичные мероприятия по борьбе за живучесть корабля, переключиться в ИП-6 (изолирующий противогаз) или ШДА (шланговые дыхательные аппараты) и продолжить борьбу за живучесть в своем отсеке.
В результате несанкционированного пуска ЛОХ на российской АПЛ К-152 «Нерпа» в 2008 году от токсической комы погибло 20 человек.
На российских неатомных подлодках четвёртого поколения применяются химические системы нового поколения — на основе азота.[5]
См. также |
- Газовое пожаротушение
Примечания |
↑ Романов Д. А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец». СПб.: 1993. С. 26
↑ РБЖ ПЛ 82. Приложение 3. Средства борьбы с пожарами
↑ Павлов Николай Борисович. Физиологическое действие высоких парциальных давлений аргона на организм человека и животных Автореферат диссертации. М.: 2006
↑ Романов Д. А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец». СПб.: 1993. С. 43
↑ Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
Ссылки |
ЧП на «Нерпе» Лента.ру, 2008 год- Борьба за живучесть
Это заготовка статьи о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |