Казанская осенняя Содержание Другие названия | Традиции...
Праздники по алфавитуПраздникиОсенние праздникиНародный календарь восточных славянПраздники 22 октябряПраздники 4 ноября
народного календаряКазанской иконы Божией Материизбавления Москвы и России от поляков4 ноябрярус.укр.полес.церк.Деды
Казанская осенняя | |
---|---|
И. Е. Репин. «Вечеринка» | |
Тип | народно-христианский |
Иначе | Бабья заступница |
Также | Казанская икона Божьей Матери (церк.) |
Значение | начало предзимья |
Отмечается | восточными славянами, христианами |
Дата | 22 октября (4 ноября) |
Традиции | играли свадьбы, женщины устраивали засидки, а также потчивали мужчин, вернувшихся из города с работ |
Каза́нская осе́нняя — день народного календаря, приуроченный к воспоминанию Казанской иконы Божией Матери и в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Отмечается 22 октября (4 ноября). Осенняя Казанская считалась бабьей заступницей. В этот день старались играть свадьбы, так как «Кто на казанскую женихается, тот не раскается»[1].
Содержание
1 Другие названия
2 Традиции восточных славян
3 Поговорки и приметы
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Другие названия |
рус. Зимняя Казанская[2], Казанская[источник не указан 982 дня], Казанская Пречистая, Бабья заступница[3], укр. Казанський день, Казанська Божа мати; полес. Богородица, Божье наказание, Божьей Матери приказание, Наказанские иконы, Друга Покрова, Казанские иконы, Казанское, Матерь Казанская[4]; церк. Казанская икона Божией Матери.
Традиции восточных славян |
Перелом осени и зимы, Казанскую называли зимотворной[5]. «Выезжаешь на Казанскую на колёсах, а полозья в телегу клади», «До Казанской не зима, а с Казанской не осень»[6]. «С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», — рассказывали крестьянским детям. И бежала детвора смотреть, как Казанская показывает дорожку морозцам, позабавиться — хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду в киселицу перемешать[5].
Повсеместно считалось, что Казанская Богоматерь особенно покровительствует простому народу, что она — бабья заступница. Это был один из главных женских праздников, который отмечали пышным застольем с пивом и брагой[7].
Если перед восходом солнца удавалось собрать хоть немного росы, особенно целебной в этот день, ею протирали глаза, нарывы, лечили кожные болезни[7]. Существовало народное поверье: когда юная девица думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую пораньше встать и отправиться в рощу. Там она искала берёзовый лист, что на дереве висел низко и в иней был обёрнут. В такой лист (словно в серебряное зеркальце) если глянуть, то вся неказистость с лица спадёт[8].
В Сибири в день Казанской «гулеванят», т. е. идёт веселье с попойкой, групповыми переходами из гостей в гости, ездой по улицам и т. п. К вечеру молодёжь собирается на вечёрки. На Ангаре девицы на таких собраниях стряпают «еству» и припасают домашнего пива для угощения парней, вернувшихся с промысла. Те снабжают девушек «гостинчиком» (сладостями) и «монополькой» (водкой). Играют, поют и пляшут допоздна. Для веселья рядятся в маски. В казанскую и после неё совершаются усиленно «сватанья» и «справляются свадьбы». В селе Кежме (на Ангаре) девушки обычно до начала «вечереньки» в этот день «свадьбой ездят» по селу. В запряженных «пошевнях» и «санках», наряженные женихом, невестой. дружкой и другими участниками свадебного поезда, девушки переезжают с улицы на улицу с песнями и плясками. Подобным «улошным» представлением весьма прозрачно напоминают о том, что пришла пора парням «да спожени́тца»[9].
Казанская — ещё один традиционный срок расчётов. К этому времени заканчиваются все строительные работы: землекопы, плотники, каменщики, штукатуры получают расчёт и возвращаются домой, в свои деревни[2]. «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет»[10].
В Полесье зафиксированы «Деды казанские» — день поминовения предков в субботу или пятницу перед Казанской[11].
Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней, перед Андрониковской (Греческой) иконой Божией Матери молятся об исцелении от душевных и телесных страданий[7].
Поговорки и приметы |
- Кто на казанскую женихается —- не раскается[1].
- Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям)[12].
- Казанская — бабья заступница[3].
- На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колёсах, а приехать впору на полозьях[13].
- В день Казанской Богоматери всегда идёт дождь[2].
- «Да Казанскай падымаюць лён»[14] (белорус.)
См. также |
- Казанская летняя
Примечания |
↑ 12 Чичеров, 1957, с. 43.
↑ 123 Некрылова, 1991, с. 386.
↑ 12 Чичеров, 1957, с. 17.
↑ Толстая, 2005, с. 295.
↑ 12 Рожнова, 1992, с. 133.
↑ Агапкина и др., 2004, с. 541.
↑ 123 Котович, Крук, 2010, с. 285.
↑ Рожнова, 1992, с. 134.
↑ Макаренко, 1913, с. 116.
↑ Воскобойников, Голь, 1997, с. 378.
↑ Толстая, 2005, с. 302.
↑ Семенов, Никишенков, 2003, с. 124.
↑ Коринфский, 1901, с. 424.
↑ Лозка, 2002, с. 198.
Литература |
- Октябрь / Агапкина Т. А., Плотникова А. А., Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 539—541. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с.
- Крестьянское правосудие. Обычное право российского крестьянства в XIX веке – начале XX века / авт. теорет. введ. и ред. Ю. И. Семенов; сост., авт. вступ. ст., коммент. и глоссария А. А. Никишенков. — М.: Современные тетради, 2003. — 402 с. — ISBN 5-88289-235-X.
- Макаренко, А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского географического общества по отделению этнографии / под редакцией почёт. члена И.Р.Г.О. А. С. Ермолова. — СПб.: Государственная типография, 1913. — Т. XXXVI.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
- Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.
Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
Ссылки |
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери // Pravoslavie.ru