Казанская осенняя Содержание Другие названия | Традиции...


Праздники по алфавитуПраздникиОсенние праздникиНародный календарь восточных славянПраздники 22 октябряПраздники 4 ноября


народного календаряКазанской иконы Божией Материизбавления Москвы и России от поляков4 ноябрярус.укр.полес.церк.Деды




































Казанская осенняя
Ilja Jefimowitsch Repin 001.jpg
И. Е. Репин. «Вечеринка»
Тип
народно-христианский
Иначе
Бабья заступница
Также
Казанская икона Божьей Матери (церк.)
Значение
начало предзимья
Отмечается
восточными славянами, христианами
Дата
22 октября (4 ноября)
Традиции
играли свадьбы, женщины устраивали засидки, а также потчивали мужчин, вернувшихся из города с работ

Каза́нская осе́нняя — день народного календаря, приуроченный к воспоминанию Казанской иконы Божией Матери и в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Отмечается 22 октября (4 ноября). Осенняя Казанская считалась бабьей заступницей. В этот день старались играть свадьбы, так как «Кто на казанскую женихается, тот не раскается»[1].




Содержание






  • 1 Другие названия


  • 2 Традиции восточных славян


  • 3 Поговорки и приметы


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Другие названия |


рус. Зимняя Казанская[2], Казанская[источник не указан 982 дня], Казанская Пречистая, Бабья заступница[3], укр. Казанський день, Казанська Божа мати; полес. Богородица, Божье наказание, Божьей Матери приказание, Наказанские иконы, Друга Покрова, Казанские иконы, Казанское, Матерь Казанская[4]; церк. Казанская икона Божией Матери.



Традиции восточных славян |


Перелом осени и зимы, Казанскую называли зимотворной[5]. «Выезжаешь на Казанскую на колёсах, а полозья в телегу клади», «До Казанской не зима, а с Казанской не осень»[6]. «С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», — рассказывали крестьянским детям. И бежала детвора смотреть, как Казанская показывает дорожку морозцам, позабавиться — хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду в киселицу перемешать[5].


Повсеместно считалось, что Казанская Богоматерь особенно покровительствует простому народу, что она — бабья заступница. Это был один из главных женских праздников, который отмечали пышным застольем с пивом и брагой[7].


Если перед восходом солнца удавалось собрать хоть немного росы, особенно целебной в этот день, ею протирали глаза, нарывы, лечили кожные болезни[7]. Существовало народное поверье: когда юная девица думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую пораньше встать и отправиться в рощу. Там она искала берёзовый лист, что на дереве висел низко и в иней был обёрнут. В такой лист (словно в серебряное зеркальце) если глянуть, то вся неказистость с лица спадёт[8].


В Сибири в день Казанской «гулеванят», т. е. идёт веселье с попойкой, групповыми переходами из гостей в гости, ездой по улицам и т. п. К вечеру молодёжь собирается на вечёрки. На Ангаре девицы на таких собраниях стряпают «еству» и припасают домашнего пива для угощения парней, вернувшихся с промысла. Те снабжают девушек «гостинчиком» (сладостями) и «монополькой» (водкой). Играют, поют и пляшут допоздна. Для веселья рядятся в маски. В казанскую и после неё совершаются усиленно «сватанья» и «справляются свадьбы». В селе Кежме (на Ангаре) девушки обычно до начала «вечереньки» в этот день «свадьбой ездят» по селу. В запряженных «пошевнях» и «санках», наряженные женихом, невестой. дружкой и другими участниками свадебного поезда, девушки переезжают с улицы на улицу с песнями и плясками. Подобным «улошным» представлением весьма прозрачно напоминают о том, что пришла пора парням «да спожени́тца»[9].


Казанская — ещё один традиционный срок расчётов. К этому времени заканчиваются все строительные работы: землекопы, плотники, каменщики, штукатуры получают расчёт и возвращаются домой, в свои деревни[2]. «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет»[10].


В Полесье зафиксированы «Деды казанские» — день поминовения предков в субботу или пятницу перед Казанской[11].


Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней, перед Андрониковской (Греческой) иконой Божией Матери молятся об исцелении от душевных и телесных страданий[7].



Поговорки и приметы |



  • Кто на казанскую женихается —- не раскается[1].

  • Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям)[12].

  • Казанская — бабья заступница[3].

  • На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колёсах, а приехать впору на полозьях[13].

  • В день Казанской Богоматери всегда идёт дождь[2].

  • «Да Казанскай падымаюць лён»[14] (белорус.)



См. также |


  • Казанская летняя


Примечания |





  1. 12 Чичеров, 1957, с. 43.


  2. 123 Некрылова, 1991, с. 386.


  3. 12 Чичеров, 1957, с. 17.


  4. Толстая, 2005, с. 295.


  5. 12 Рожнова, 1992, с. 133.


  6. Агапкина и др., 2004, с. 541.


  7. 123 Котович, Крук, 2010, с. 285.


  8. Рожнова, 1992, с. 134.


  9. Макаренко, 1913, с. 116.


  10. Воскобойников, Голь, 1997, с. 378.


  11. Толстая, 2005, с. 302.


  12. Семенов, Никишенков, 2003, с. 124.


  13. Коринфский, 1901, с. 424.


  14. Лозка, 2002, с. 198.




Литература |



  1. Октябрь / Агапкина Т. А., Плотникова А. А., Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 539—541. — ISBN 5-7133-1207-0.

  2. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.

  3. Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с.

  4. Крестьянское правосудие. Обычное право российского крестьянства в XIX веке – начале XX века / авт. теорет. введ. и ред. Ю. И. Семенов; сост., авт. вступ. ст., коммент. и глоссария А. А. Никишенков. — М.: Современные тетради, 2003. — 402 с. — ISBN 5-88289-235-X.

  5. Макаренко, А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского географического общества по отделению этнографии / под редакцией почёт. члена И.Р.Г.О. А. С. Ермолова. — СПб.: Государственная типография, 1913. — Т. XXXVI.

  6. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.

  7. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.

  8. Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.

  9. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.

  10. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.

  11. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.

  12. Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.


  13. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)



Ссылки |



  • Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери // Pravoslavie.ru







Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...