Попов, Фаддей Никитич Биография | Примечания | Литература...


Персоналии по алфавитуКорабельные мастера русского парусного флотаВолонтёры Великого посольстваПреображенцы


судостроительпарусныйПетра IВоронежском адмиралтействекапитан-лейтенантПреображенского полкапотешных войскахПетра IПреображенского полкаВеликого посольстваГолландиюАмстердамеИваном КочетомВенециюФедосею СкляевуЛукьяну ВерещагинугалиотовФ. ГоловинаВенуКраковКиевВоронежское адмиралтействоЛадожское озероСясьскойОлонецкойЛужскойбригантиныскампавеиполугалерыСанкт-Петербургское АдмиралтействоКотлинкапитан-лейтенантымайора



























Фаддей Никитич Попов
Дата рождения
около 1673
Дата смерти
после 1733
Принадлежность
Российская империя Российская империя
Род войск
Naval Ensign of Russia.svg Флот
Звание
парусный мастер (зейль-макер),
капитан-лейтенант


Попов Фаддей Никитич (ок. 1673— после 1733) — судостроитель, парусный мастер (зейль-макер); сподвижник Петра I, строитель новоманерных бригантин на Лужской и Ижорских верфях, хранитель модель-каморы В Воронежском адмиралтействе, капитан-лейтенант Преображенского полка.



Биография |


Фаддей Попов начал службу в потешных войсках Петра I и затем стал бомбардиром Преображенского полка[1].


В 1697 году в числе волонтёров третьего десятка Великого посольства был отправлен в Голландию[2]. В Амстердаме определён к изучению науки кораблестроения. Затем, вместе Иваном Кочетом, был направлен в Венецию для изучения парусного дела, теории и практики изготовления парусов. Венецианская республика русским волонтёрам Федосею Скляеву, Лукьяну Верещагину и Попову разрешило работать в Арсенале «у галиацов и у каторг» (галиотов и галер). Обучение в Венеции продлилось до октября 1698 года. В феврале 1699 года, по приказу Ф. Головина, волонтёры вернулись в Москву, сухопутным путём через Вену, Краков, Киев, а затем выехали в Воронежское адмиралтейство[3]. Работал подмастерьем при голландских и венецианских парусных мастерах (зейль-макерах)[4]. В 1701 году Ф. Попов одним из первых в России получил звание парусного мастера (зейль-макера) с ежегодным жалованием 80 рублей[5].


В 1704 году переведён на Ладожское озеро. На Сясьской и Олонецкой верфях работал главным помощником Ивана Кочета, который заведовал там парусной мастерской[5]. В деле был рачителен. Обнаружив, что иглы, для шитья парусов, закупленные в Москве хуже и дороже, чем у адмиралтейского кузнеца Переславцова доложил об этом в коллегию[6].


В 1711—1712 годах Попов строил на Лужской и Ижорских верфях «новоманерные русские бригантины», получивших широкую известность, как скампавеи или полугалеры. Затем вернулся в Воронежское адмиралтейство, являлся хранителем модель-каморы в Воронеже, в которой были собраны модели кораблей, строившихся в Адмиралтействе и образцы их парусного вооружения, а также чертежи парусов[1].


3 декабря 1713 года был переведён в Санкт-Петербургское Адмиралтейство[5].


В 1719 году находился на о. Котлин «у переделки» парусов для трёх кораблей. 9 ноября 1723 года, по устному повелению Его Величества, получил прибавку 25 рублей к месячному жалованию[5].


В 1727 году был произведён от флота в капитан-лейтенанты. В декабре 1732 года подал прошение об отставке. 13 февраля 1733 года за старостью уволен от службы с награждением рангом майора и с годовым окладом жалования 300 рублей[5][7].


Дальнейшая судьба неизвестна.



Примечания |





  1. 12 Быховский И. А. Петровские корабелы. — Л.: Судостроение, 1982. — С. 68. — 100 с. — 100 000 экз.


  2. Великое посольство в Митаве


  3. Грабарь В. К. Морская школа России. Санкт-Петербург. 2015


  4. Дмитриев В. В. Морской энциклопедический словарь в 3-х томах. — СПб.: Судостроение, 1991. — Т. 2 (К-П). — С. 534. — 583 с. — ISBN 5-7355-0281-6.


  5. 12345 Веселаго Ф. Ф. Общий морской список. — СПб.: Типография В. Демакова, 1885. — Т. I. — С. 304-305. — 455 с.


  6. Веселаго, 1875, с. 721.


  7. Веселаго, 1879, с. 320, 510, 525.




Литература |



  • Веселаго Ф. Ф. Материалы для истории русского флота. — СПб.: Типография Морского Министерства, 1875. — Т. V. — С. 721. — 893 с.

  • Веселаго Ф. Ф. Материалы для истории русского флота. — СПб.: Типография Морского Министерства, 1879. — Т. VII. — С. 320, 453, 510, 525. — 807 с.




Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...