Амвросий (Фонтрие) Биография | Труды | Примечания |...
Деятели Русской зарубежной церквиЦерковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
фр.греч.2 июня1917ИзмирОсманская империя14 января1992ПарижархимандритАвксентиевского СинодаРусской Зарубежной Церквиподверглось кровавым преследованиям со стороны турокФранциюМарселеЗападноевропейского экзархата Константинопольского ПатриархатаЕвлогием (Георгиевским)Марией (Скобцовой)французского сопротивлениядиаконаЕвлогием (Георгиевским)МартигеМосковского ПатриархатаЕвграфом КовалевскимФранцузской Православной ЦерквиИоанном (Максимовичем)Русской Православной Церкви ЗаграницейЛионеМонпельеСвято-Дионисиевском богословском институтекатехизацииНектария ЭгинскогожитиеархимандритаВениамина ЖуковаИосифа Терещенконовом стилеАнтониястарый стильстаростильникамиКиприаномБостонского Преображенского мужского монастыряПантелеимоном (Метропулосом)экуменизмаВиталием (Устиновым)«флоринитского» СинодаАрхиерейский Синод РПЦЗВеликобритании
Амвро́сий (в миру Ахилле́с Фонтрие́, фр. Achilles Fontrier, греч. Αχιλλέας Φοντριέ; 2 июня 1917, Измир, Османская империя — 14 января 1992, Париж) — архимандрит, клирик неканонического Авксентиевского Синода, до 1986 года был клириком Русской Зарубежной Церкви.
Биография |
Родился 2 июня 1917 года в Смирне, Османская империя. Его отец, Василий, имел французские корни, но по французски не говорил; мать Кириакула была гречанкой. Был старшим ребёнком в семье.
В 1922 году, когда местное грекоязычное население подверглось кровавым преследованиям со стороны турок, семья бежала во Францию и поселилась в Марселе, где жила в крайней бедности. Его отец умер сравнительно молодым, оставив на его попечении младших братьев и сестёр.
Во франции стал прихожанином Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским), в том числе посещал приход Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмэль, основанный Марией (Скобцовой). Большое влияние имело на него общение со священником Валентином де Бахстом, активным участником французского сопротивления[1].
В 1942 году, в разгар войны, Валентин де Бахст рекомендовал Ахиллеса Фонтрие как кандидата в священники. В том же году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположён в сан диакона и священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). Служил священником в русской церкви, окормлявшей греческую общину в Мартиге, неподалеку от Марселя.
В послевоенный период, вслед за митрополитом Евлогием, вошёл в ведение Московского Патриархата. Вскоре примкнул к возглавляемой Евграфом Ковалевским Французской Православной Церкви, которая первоначально образовалась под омофором Московского патриарха, в 1953—1956 годы была в ведении Константинопольского патриарха, а в 1960 году святителем Иоанном (Максимовичем) была принята в состав Русской Православной Церкви Заграницей.
Многие годы являлся настоятелем прихода в Марселе, основал несколько приходов во Франции — в Париже, Лионе, Монпелье, и в чрезвычайно сложных условиях организовал там церковную службу на французском языке. Преподавал богословие в Свято-Дионисиевском богословском институте в Париже. В 1960—1982 годы им была проведена большая работа по переводу на французский святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Он сам перевёл богослужебные тексты, а один из его верных друзей и крестников — француз Жан-Жозеф Беркар, профессор университета и многоопытный музыковед, написал на основе славянских распевов музыку для французского текста.
В 1960 году, когда он посетил в Грецию, друзья повели его на могилу тогда ещё неканонизированного Нектария Эгинского. Инокини монастыря рассказали ему о святителе, дали частицу его мощей для парижского прихода. По возвращении во Францию он написал первую икону святителя Нектария, составил первое житие святителя Нектария и сам напечатал его на старом печатном станке в нескольких экземплярах, предназначенных для прихожан храма.
В 1966 году не последовал за епископом Иоанном-Нектарием (Ковалевским), который увёл за собой значительную часть приходов «Французской Православной Церкви», и остался в ведении Русской Зарубежной Церкви, став наиболее активным клириком Французской Православной Миссии под окормлением Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ. В то время был удостоен сана архимандрита.
По воспоминаниям протоиерея Вениамина Жукова, под влиянием «двух молодых священников-философов», Патрикия Рансона и Иосифа Терещенко, «произошла некая „радикализация“. О. Амвросий сразу стал огораживать своих прихожан от общения с русскими и „переключился“ на всё греческое; он стал ездить в Грецию, устраивать паломничества; поначалу упорствующий в новом стиле и только по настоянию Вл. Антония принявший старый стиль, он сблизился в Греции с старостильниками, подружился с о. Киприаном (будущим митрополитом Филийским), закладывал с ним первый камень его церкви. Позже с ним поссорился, упрекая своего долголетнего друга в практике мнимых исцелений экзорсизмами за деньги»[2].
В 1982 году архимандрит Амвросий упомянут как благочинный французских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и настоятель Троицкой церкви (франкоязычного прихода) в Париже[3].
В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Преображенского мужского монастыря во главе с архимандритом Пантелеимоном (Метропулосом) в адрес священноначалия, которое якобы было подвержено «ереси экуменизма». В то время архимандрит Амвросий заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым), и о выходе Французской Православной Миссии из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. На момент выхода из юрисдикции РПЦЗ Французская Миссия во главе с архимандритом Амвросием объединяла около 30 приходов[4].
Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник Французской Православной Миссии обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим «собратьям», а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю. Архимандрита Амвросия также смущало то, что архиепископ Антоний был единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 году под синодальным постановлением о признании действительности иерархии старостильного «флоринитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции[5].
Архимандрит Амвросий вместе со своими общинами в 1987 году был принят в юрисдикцию неканонического старостильного Авксентиевского Синода Церкви Истинных Православных Христиан Греции. Осознавая необратимость произошедшего разделения, Архиерейский Синод РПЦЗ на своем заседании 19 августа/1 сентября 1987 года принял решение о лишении священного сана архимандрита Пантелеимона (Метропулоса) и всех последовавших за ним клириков[4].
Во второй половине 1980-х годов «Французской Миссией» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы, целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и противостояние экуменизму.
Скончался 14 января 1992 года в парижской больнице.
Труды |
- О вере и спасении. Вопросы и ответы
- Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание.
Примечания |
↑ P. Ambroise/Achilles Fontrier (1917-1992) / Paris
↑ Цитата из письма «О французской церкви Евграфа Ковалевского, епископа Сан-Денисского» из дневников прот. Вениамина Жукова
↑ «Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1982 г.», Православная жизнь, Джорданвиль, 1982
↑ 12 Александр Слесарев «Бостонский раскол» в 1986—1996 гг." // портал Анти-Раскол
↑ Александр Слесарев Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу