Ниндзюцу Содержание Происхождение | Основы учения |...

кюдзюцукюдободзюцудзёдотэцубодзюцутодзюцукэндзюцукэндоиайдобаттодзюцутантодзюцудзюкэндосюрикэндзюцуфукибаридзюцубадзюцусуйэйдзюцуходзёдзюцу


Боевые искусства Японии


японскоебоевое искусствониндзясамурайским сословиемIXXII векахямабусиVIII векабуддизмаСингонмедицинехимииастрологиикитайскимининдзясаботажашпионовдиверсантовтеррористовфеодальнойкланыпрофессионаловСэнгоку Дзидай14671568ИгаКоканиндзябусидодзю-дзюцубудоКэндзюцуБодзюцуСодзюцуСил Самообороны Японии





















Ниндзюцу
忍術
Ниндзюцу.jpg
Другие названия
Нинпо, Синоби-дзюцу
Страна
Япония Япония
Известные последователи
Масааки Хацуми
Commons-logo.svg Ниндзюцу на Викискладе

Ниндзю́цу (яп. 忍術, «искусство скрытности») — сформировавшаяся в Японии в XV—XVI вв. комплексная дисциплина, включающая в себя искусство шпионажа, методику диверсионной работы в тылу врага, элементы выживания и многое другое. В популярной литературе и массовой культуре зачастую трактуется как японское боевое искусство[1].




Содержание






  • 1 Происхождение


  • 2 Основы учения


  • 3 Боевые искусства ниндзя


  • 4 Костюм и доспехи ниндзя


  • 5 Кланы ниндзя


  • 6 Снаряжение ниндзя


  • 7 Оружие ниндзя


  • 8 Японские исследователи ниндзюцу


  • 9 См. также


  • 10 Литература


  • 11 Примечания


  • 12 Ссылки





Происхождение |




Ниндзюцу на иллюстрации XIX века


Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с самурайским сословием в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.


Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.


Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.


Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кока.


В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям[источник не указан 306 дней]. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.



Основы учения |


Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.


В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.



  • Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (Ти), Воды (Суй), Огня (Ка), Воздуха (Фу) и Пустоты (Первооснова всего, Ку. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название томпо — искусство маскировки.

  • Второй блок — искусство борьбы с вооружённым и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:


    Тайдзюцу — искусство владения телом


    Бу-дзюцу — работа с оружием



  • Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)



Боевые искусства ниндзя |


По мнению историка-япониста А. М. Горбылева, отдельной оригинальной системы рукопашного боя и боя с различными видами оружия у ниндзя не существовало, а ниндзя изучали и адаптировали под свои нужды уже имевшиеся в Японии стили боевых искусств. Кланы ниндзя для рукопашного боя использовали старую форму дзю-дзюцу, а для боя с оружием — соответствующие стили будо (Кэндзюцу, Бодзюцу, Содзюцу, Сюрикэн-дзюцу и пр.). Вместе с тем, Горбылев выделяет следующие отличия синоби бу-дзюцу от самурайских стилей боевых искусств, обусловленные тактикой действия ниндзя:



  • Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.

  • Упор на удушающие приёмы, как более бесшумные по сравнению с бросками.

  • Упор на ведение боя в малых помещениях и ограниченных пространствах (кустарники, бамбуковые чащи, узкие коридоры, традиционные японские комнаты с низким потолком и пр.). Ведение боя в малом помещении (как с оружием, так и без него) накладывает определённые ограничения на используемую технику: нет места для размашистых ударов и длинного оружия, поэтому им на смену приходят короткие удары, уколы в фехтовании и малогабаритные укороченные типы оружия (например ниндзя использовали более короткие по сравнению с самурайскими мечи).

  • Предпочтение внезапным нападениям из скрытого положения (из засады, сзади, ночью и пр.)

  • Упор на приёмы ошеломления противника, чтобы в случае раскрытия разведчика выиграть время для бегства[2].


Ни одна из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведёт происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приёмы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях Сил Самообороны Японии.


При бегстве применялись два приёма рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине[3].


По мнению историка-япониста А. М. Горбылёва, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьёзные тренировки в рукопашном бое влекут за собой специфические изменения во внешнем облике, тем самым демаскируя ниндзя. Поэтому по мнению Горбылева ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции с использованием малогабаритного скрытого оружия вместо глубокого изучения боевых искусств и ведения традиционного открытого поединка[4].



Костюм и доспехи ниндзя |


По мнению историка-япониста Горбылёва, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. По мнению Горбылёва, именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания[2]. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой.



Кланы ниндзя |




Каллиграфическая надпись «ниндзя»



  • Ига — один из самых известных и влиятельных кланов. Подобное положение было достигнуто за счёт поддержки правительства Токугавы.

  • Кока (Кога) — вторая наряду со школой Ига наиболее влиятельная школа, также пользовавшаяся поддержкой Сёгуната.

  • Кисю

  • Фума — большой клан ниндзя, часть которого служила Ходзё Удзинао.

  • Сада

  • Момоти (входит в Ига)

  • Фудзибаяси (входит в Ига)

  • Нэгоро — зародилась и практиковалась в среде монахов-воинов (''сохэй'') монастыря Нэгоро-дзи. Известна методами подготовки в области стрельбы из ружей.

  • Сайка (Сайга) — специализировалась на стрельбе из ружей.

  • Сирай

  • Синто

  • Хакуун — основана, согласно легенде, отшельником по имени Хакуун Доси (Даос Белое облако) в горах Кумано ок. 1181—1182 годов, где и практиковалась в среде ямабуси. Из неё позже выделились школы Готон дзюхо-рю (школа пяти способов бегства и десяти методов), Гэндзицу-рю («Реалистическая школа»), Гэн-рю (Школа темноты), Кисю-рю (Школа провинции Кисю) и Рюмон-рю (Школа врат дракона). Все они известны только по названию.

  • Хаттори (входит в Ига)



Снаряжение ниндзя |




Традиционная одежда ниндзя.




  • Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандалии) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).

  • Сменное одеяние (яп. 変わり御物 кавари-го-моно)

  • Амигаса (яп. 編み笠 плетёная соломенная шляпа в виде низкого конуса)

  • Доспехи

    • Кусари-катабира (кольчужный доспех)

    • Татами-гусоку (типы кико и куратагину) — лёгкий доспех.



  • Щиты

    • Тэцу-но камэ

    • Дзигу-итаса





Оружие ниндзя |



  • Стрелковое оружие

    • Фитильные (хинава-тэппо)

    • Кремнёвые (хиути исидзю)

    • Духовые (кукидзю) — духовое ружьё, представляет собой трубку, в которую вставляют стрелки (иголки, шипы)

    • Вакидзаси-тэппо (ружьё, замаскированное под меч вакидзаси)

    • Ядатэ-тэппо (ружьё, замаскированное под футляр для кисти)

    • Кисэру-тэппо (ружьё, замаскированное под курительную трубку)



  • Пушка

    • Мокухо («деревянная пушка»)

    • Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)



  • Зажигательные средства

    • Огненные стрелы хия


    • Бохия — огненная палка


    • Утихия — метательная зажигательная стрела


    • Хидакэ — огненный бамбук

    • Хисякэн («огненный сякэн»)



  • Отравляющие средства

    • Моппан

    • Фуё-но оги

    • Нэмуриби

    • Кусагамэ



  • Запалы и фитили
    • Хокути, хинава, хиноки-хинава, такэ-хинава, гудзин-хинава, амэ-синоги-хинава, амэ-хинава, мидзу-хинава


  • Мечи, копья, секиры, ножи


    • Ниндзято, синоби-гатана — меч ниндзя


    • Танто — нож

    • Конагината — короткая нагината

    • Сибаки-яри — копьё

    • Камаяри — копьё-серп

    • Оно — секира

    • Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы)



  • Когти
    • Тэккокаги, Нэкотэ (кошачья лапа), сюко, асико (когти для ног)


  • Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп

  • Боевые шесты и дубинки
    • Дзё, сякудзё, рокудзё, сюмонкудзуэ, бо, хамбо, косикирибо, мимикирибо и т. д.


  • Оружие переменной длины

    • Мусубинава — верёвка с грузиком

    • Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): кусари-фундо, тама-гусари, содэ-гусари, кусари-дзюттэ, рё-бундо и т. д.



  • Метательные бомбы и гранаты

  • Метательное оружие

    • Ханкю (половинный лук) и юмия (стрелы)

    • Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»


    • Сюрикэны (метательные «звёзды» и «стрелки» ниндзя)

      • Сякэн («звездочка»), типы: санко, дзюдзи, роппо, хаппо, мандзи, нагарэ-мандзи, тэккан и т. д.

      • Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: босугата, тантогата, кугигата, хэйтёгата, харигата, хасидзё, кусабигата и т. д.

      • Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера)



    • Цубутэ, арарэ, мэцубуси



  • Приспособления для преодоления стен

    • Синобикаги — посох с крюком на конце и петлями верёвками вдоль посоха для ног

    • Лестница (тобибасиго) — верёвочная лестница с железным крюком на верхних концах

    • Кагинава (кошка) — двойной, тройной и более железный крюк с верёвкой (иногда цепь)





Японские исследователи ниндзюцу |





  • Ито Гингэцу (伊藤銀月)


  • Юйноки Сюнъитиро (柚木俊一郎)


  • Наканиси Ёситака (中西義孝)


  • Адати Кэнъити (足立巻一)


  • Нава Юмио (名和弓雄)


  • Накасима Ацуми (中島篤巳)


  • Исикава Масатомо (石川正知)


  • Тобэ Синдзюро (戸部新十郎)


  • Ямагути Масаюки (山口正之)


  • Кояма Рютаро (小山龍太郎)


  • Окусэ Хэйситиро(奥瀬平七郎)


  • Хацуми Масааки[en] (初見良昭)


  • Фудзита Сэйко (藤田西湖)


  • Фудзита Кадзутоси (藤田和敏)


  • Такамацу Тосицугу[en] (高松寿嗣)


  • Каваками Дзинъити (川上仁一)


  • Курои Хиромицу (黒井宏光)


  • Икэда Хироси (池田裕)


  • Исода Митифуми (磯田道史)


  • Ямада Юдзи (山田雄司)


  • Иноуэ Наоя (井上直哉)




См. также |



  • Ниндзя


  • Куноити — женщина-ниндзя


  • Бансэнсюкай — широко известное руководство по ниндзюцу

  • Ассасины

  • Будзинкан



Литература |




  • Гвоздев С. А., Кривоносов И. В. Ниндзя. Тайны демонов ночи. — Минск, 1997. — ISBN 985-6388-13-9.[неавторитетный источник?]

  • Горбылев А. Когти Невидимок (Серия «Боевые искусства»). — Минск, 2001. — ISBN 985-433-326-4, ISBN 985-13-0612-6.

  • Горбылев А. Путь Невидимых (Серия «Боевые искусства»). — Минск: Харвест, 2002. — ISBN 985-13-0621-5.

  • Ратти О., Уэстбрук А. Самураи: история, традиции, воинское искусство. — M.: Эксмо, 2005. — ISBN 5-699-04611-9.


  • Попенко В. Н. Школа ниндзя. — M., 2004. — ISBN 5-17-023841-X.[неавторитетный источник?]


  • Cumins Antony. Hattori Hanzo. The Devil Ninja. — 2010. — ISBN 160481697X.ISBN 160481697X.ISBN 160481697X.ISBN 160481697X.ISBN 160481697X.ISBN 160481697X.ISBN 160481697X.ISBN 1-60481-697-X.ISBN 1-60481-697-X.ISBN 1-60481-697-X.


  • Cumins Antony. Shinobi Soldiers. An Investigation into the Ninja. — 2009. — ISBN 1604816740.ISBN 1604816740.ISBN 1604816740.ISBN 1604816740.ISBN 1604816740.ISBN 1604816740.ISBN 1604816740.ISBN 1-60481-674-0.ISBN 1-60481-674-0.ISBN 1-60481-674-0.


  • Cumins Antony. Shinobi Soldiers II: A Further investigation into the Ninja. — 2010. — ISBN 1604818107.ISBN 1604818107.ISBN 1604818107.ISBN 1604818107.ISBN 1604818107.ISBN 1604818107.ISBN 1604818107.ISBN 1-60481-810-7.ISBN 1-60481-810-7.ISBN 1-60481-810-7.

  • Камминз Э. В поисках ниндзя. — М., 2017. — ISBN 978-5-4444-2237-3.



Примечания |





  1. Горбылев А. М. Путь невидимых: Подлинная история нин-дзюцу (1997), стр. 11.; Cummins Antony. Shinobi Soldiers. An Investigation into the Ninja (2009)p. 16. Архивная копия от 18 октября 2014 на Wayback Machine


  2. 12 Когти невидимок Горбылев А. М.


  3. журнал «Япония: Путь кисти и меча». № 1/2004. А. Горбылев. «Секрет невидимости» стр. 42


  4. журнал «Япония: Путь кисти и меча». № 2/2002. А. Горбылев. «Начальные хитрости ниндзюцу» стр. 32




Ссылки |



  • Статья о Ниндзюцу

  • Ниндзюцу Будзинкан









Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...