Образование на Украине Содержание Общие сведения |...
НазваниеПравителиАрхеология УкраиныДревнегреческие города-государстваВосточные славянеКиевская РусьГалицкое княжествоВолынское княжествоГалицко-Волынское княжествоКиевское княжествоЧерниговское княжествоНовгород-Северское княжествоПереяславское княжествоМонгольское нашествиеДикое полеЗапорожская СечьГетманщинаРуинаЛевобережная УкраинаПравобережная УкраинаКолиивщинаМалая РусьРеволюцияУНРУкраинская державаЗУНРКарпатская УкраинаГуцульская РеспубликаУкраинская ССРрейхскомиссариат Украинадистрикт ГалицияУПАУкраинаКонституцияПрезидентВерховная радаПравительствоПартииВнутренняя политикаВнешняя политикаВалютаГосударственный бюджетПолитикаУгольная промышленностьМеталлургияТранспортГазотранспортная системаТуризмвсемирное наследиеПочтаистория и маркиИнтернетНаселениеЯзыкиУкраинскийРусскийСуржикРелигияСпортОбразованиеПочтовые маркиКоррупция
Образование на Украине
Болонскому процессуБергенеБрюсселе2006 года2000 года
Эту статью следует викифицировать. |
Образование на Украине — в соответствии с Законом Украины «Об образовании», основывается на принципах гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами[1].
Содержание
1 Общие сведения
2 Дошкольное образование
3 Общее среднее образование
3.1 Государственная политика
3.2 Структура
4 Внешкольное образование
5 Профессионально-техническое образование
6 Высшее образование
6.1 Болонский процесс
6.2 Структура
7 Последипломное образование
8 Самообразование
9 Оценка знаний
10 Примечания
11 Ссылки
Общие сведения |
Система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.
Дошкольное образование |
Система дошкольного образования включает сеть дошкольных учебных заведений, научные и методические учреждения, органы управления образованием, семью.
Дошкольные учебные заведения:
- дошкольные образовательные учреждения (ясли);
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады);
- дошкольные образовательные учреждения (детские сады);
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа;
- дома ребёнка;
- дошкольные образовательные учреждения (детские дома) интернатного типа;
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) семейного типа;
- дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа;
- дошкольные учебные заведения (центры развития ребёнка).
Общее среднее образование |
Государственная политика |
В направлении формирования сети общеобразовательных учреждений государство гарантирует конституционное право для каждого гражданина на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.
Структура |
Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется с учётом демографической, этнической и социально-экономической ситуации по образовательным уровням. В соответствии с образовательным уровнем функционируют общеобразовательные учебные заведения I степени (начальная школа); II степени (основная школа); III степени (старшая школа). Общеобразовательные учебные заведения всех трёх степеней могут функционировать интегрировано или самостоятельно.
Обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести- или семилетнего возраста.
Внешкольное образование |
Внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования, определённой Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании», и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении.
На Украине действуют 1496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины государственной и коммунальной форм собственности.
Типы внешкольных учебных заведений:
- Детско-юношеские спортивные школы.
- Клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений).
- Малая академия искусств (народных ремёсел).
- Малая академия наук учащейся молодёжи.
- Детско-юношеские лагеря.
- Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодёжи, художественно-эстетического творчества учащейся молодёжи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания.
- Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи, станция юных натуралистов.
- Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодёжи, станция юных техников.
- Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи, туристско-краеведческой творчества учащейся молодёжи, станция юных туристов.
- Центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования.
- Детская флотилия моряков и речников.
Профессионально-техническое образование |
Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.
В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.
К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:
- профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
- профессиональное училище социальной реабилитации;
- высшее профессиональное училище;
- профессиональный лицей;
- профессиональный лицей соответствующего профиля;
- профессионально-художественное училище;
- художественное профессионально-техническое училище;
- высшее художественное профессионально-техническое училище;
- училище-агрофирма;
- высшее училище-агрофирма;
- училище-завод;
- центр профессионально-технического образования;
- центр профессионального образования;
- учебно-производственный центр;
- центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
- учебно-курсовой комбинат;
- учебный центр;
- другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.
Подготовка рабочих в государственных 930 ПТУЗ в 2007—2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.
Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.
Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006—2007 учебном году составляет 86 %.[2]
Высшее образование |
Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации[3].
Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.
Болонский процесс |
В мае 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса, Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.
4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.
Структура |
Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.
Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:
- Первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
- Второй уровень — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
- Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — институт, консерватория, академия, университет.
Образовательные уровни:
- неполное высшее образование;
- базовое высшее образование;
- полное высшее образование;
Образовательно-квалификационные уровни:
- младший специалист;
- бакалавр;
- специалист, магистр.
Последипломное образование |
Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путём углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения
иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта[1].
Последипломное образование создаёт условия для непрерывности и преемственности образования и включает:
- переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
- специализацию — приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
- расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
- стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определённой специальности.
К заведениям последипломного образования относятся[4]:
- академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты;
- подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и другие);
- профессионально-технические учебные заведения;
- научно-методические центры профессионально-технического образования;
- соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.
Самообразование |
Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радиоучебные программы и т. д.[1]
Оценка знаний |
Украинские вузы используют традиционную 4-балльную шкалу:
- «отлично»
- «хорошо»
- «удовлетворительно»
- «неудовлетворительно»
Начиная с 2006 года (и даже раньше в некоторых вузах) качество знаний студентов также оценивают по шкале от 0 до 100. Эти оценки могут быть преобразованы в 4-балльную шкалу следующим образом (эта система может немного отличаться в разных вузах):
- от 90 (или 91) до 100 — «отлично»
- от 75 до 89 (или 90) — «хорошо»
- от 60 (или 61) до 74 — «удовлетворительно»
- от 0 до 59 (или 60) — «неудовлетворительно»
В вузах используются обе эти шкалы оценок.
В средней школе также использовалась 4-балльная шкала до 2000 года. С 2000 года в среднем образовании используют 12-балльную шкалу.
- «12» = «5+»
- «11» = «5»
- «10» = «5-»
- «9» = «4+»
- «8» = «4»
- «7» = «4-»
- «6» = «3+»
- «5» = «3»
- «4» = «3-»
- «3» = «2+»
- «2» = «2»
- «1» = «2-»
Примечания |
↑ 123 Закон Украины «Об образовании» (укр.)
↑ Профессионально-техническое образование на Украине (укр.)
↑ Закон Украины «О высшем образовании» (укр.)
↑ Состоялось расширенное заседание Кабинета Министров Украины по вопросам образования и науки.
Ссылки |
Министерство образования и науки Украины (укр.)
- Внешнее независимое оценивание на Украине
Для улучшения этой статьи желательно: |