Туранская теория Содержание «Туранская теория»...
Расовые теорииЭтногенез русского народа
Франчишеком ДухиньскимтуранскоговеликорусовмоскалейарийскогомалорусовРусьН. И. КостомаровА. Н. ПыпинД. Н. АнучинЭ. Реклюэнциклопедии Брокгауза и Ефрона
Тура́нская теория — одна из гипотез XIX века о принадлежности финно-угорских народов переходной расе между европеоидами и монголоидами[1].
В 1850—1860-е годы польским учёным Франчишеком Духиньским, эмигрировавшим из Российской империи во Францию, на основе туранской теории и идеи о славяно-финском антропологическом типе великорусов была разработана концепция «туранского» (не европейского) происхождения великорусов («москалей»)[2].
Содержание
1 «Туранская теория» Духиньского
1.1 Отклики на теорию Духиньского в русской печати
2 См. также
3 Примечания
4 Литература
«Туранская теория» Духиньского |
В одной из своих главных книг — «Основы истории Польши, других славянских стран и Москвы» (1858—1860) Духиньский реконструировал различия поляков и великорусов по политическому устройству, духовной жизни, внешнему облику и другим признакам. В заключении автор пришёл к выводу (распространённому в польском литературе и до него) о том, что главное отличие между «Польшей» и «Москвой» состоит в «крови» государствообразующего племени. Славяне у Духиньского — народы арийского происхождения, а «москали» — туранского, то есть финно-угорского. К областям «единых европейских народов» он относил малорусов, белорусов, Новгород, Смоленск и Финляндию. «Москва» по всем признакам для Духиньского относится к Азии. Первоначально великорусы говорили на туранском наречии, в то время как славянский язык был ими заимствован. Несправедливо присвоено было «москалями» и наименование «Русь», истинными владельцами которого следует считать малорусов и белорусов. Самодержавие («царат») Духиньский называл туранской традицией правления, не характерной для арийских племён. Другой особенностью туранства является «коммунизм» — предпочтение коллективным видам собственности вместо индивидуальной собственности арийства[3].
Отклики на теорию Духиньского в русской печати |
Версия теории Духиньского породила реакцию в учебной и научной литературе России в 1860—1890-х годах[4]. Русский историк Н. И. Костомаров в 1861 году отверг идею Духиньского о цивилизационном родстве поляков и малорусов, не отрицая метисацию великорусов. О расовых предубеждениях историк отзывался[5]: «…Не раз думали унизить великорусов, провозвещая, что они — не славяне, а финны. Если б это была и правда, то разве есть в этом что-либо унизительное?…» Этнограф А. Н. Пыпин считал концепцию Духиньского следствием неприязни поляков к России, и, в частности, национальной мифологии польских патриотов, и утверждал, что эта теория «была внушена не каким-либо подобием науки, а лишь безграничной племенной ненавистью… чтобы дать исход накопившейся вражде»[4]. «Польский след» в возникновении туранской теории происхождения великорусов исследовали Д. Н. Анучин в статье «Великоруссы» и Э. Реклю в описании народов Российской империи[6].
Большинство российских историков придерживалось мнения о несостоятельности подобных теорий, усматривая в концепции Духиньского лишь идеологические мотивы[6]. Духиньский применил антропологическую аргументацию для того, чтобы обосновать необходимость восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, включавших украинские и белорусские земли[7]. В статье о Духиньском в энциклопедии Брокгауза и Ефрона сказано: «… теория Духинского представляет собой лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции…»[8].
См. также |
- Туранская раса
Примечания |
↑ Лескинен, 2016, с. 170, 171.
↑ Лескинен, 2016, с. 168, 170.
↑ Лескинен, 2016, с. 169, 170.
↑ 12 Лескинен, 2016, с. 174.
↑ Лескинен, 2016, с. 173, 174.
↑ 12 Лескинен, 2016, с. 175.
↑ Лескинен, 2016, с. 172.
↑ Лескинен, 2016, с. 176.
Литература |
- Лескинен, М. В. Туранская теория Фр. Г. Духиньского и ее критика в контексте складывания концепции «великорусскости» в российской науке. — Славянский альманах. — .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}М.: Индрик, 2016.