Общество механических заводов братьев Бромлей...
Предприятия по алфавитуПредприятия, основанные в 1896 годуМашиностроительные предприятия
металлообрабатывающеемашиностроительноепредприятие1896 годуМосквеРоссийская империяМалой Калужской улицеГанновераЩипкеЗамоскворечьел. с.Калужской заставыНескучного садаИмператорское московское техническое училищеторговая маркаБахметьевым переулкомДонского монастыряДонской улицеВсероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882)л. с.Томскеипподрома Императорского московского скакового обществаМузея изящных искусствВеликой Сибирской магистралиПервой мировой войныВ. Д. Кокорина
Общество механических заводов братьев Бромлей | |
---|---|
Почтовая марка СССР, выпущенная в 1957 году к 100-летию завода «Красный пролетарий» (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1985). | |
Год основания | 1896 год |
Прежние названия | Московский ордена Ленина станкостроительный завод «Красный пролетарий» (с 1922 года) |
Основатели | Э. Бромлей, Ф. Бромлей |
Расположение | Москва |
Сайт | aokp.ru |
Общество механических заводов братьев Бромлей на Викискладе |
«Бромлей братьев общество», «Общество механических заводов братьев Бромлей» (с 1922 года — Завод «Красный пролетарий») — металлообрабатывающее и машиностроительное предприятие, основанное братьями Э. и Ф. Бромлей в 1896 году в Москве (Российская империя), одно из наиболее крупных в стране.
Содержание
1 История
2 Примечания
3 Литература
4 Ссылки
История |
«Общество механических заводов братьев Бромлей» создано в 1896 году. Правление Общества находилось в Москве в собственном доме на Малой Калужской улице. В 1913 году (по другим сведениям — в 1914) было переведено в Петербург. Оценивавшийся при создании Общества в 1 500 000 рублей основной капитал Общества в 1913 году достиг 3 000 000 рублей, а в 1916 году — 6 000 000 рублей.
Эдуард Иванович (род. 1830) и Фёдор (Фридрих) Иванович (род. 1838) Бромлеи, принявшие русское подданство выходцы из Ганновера, в 1857 году открыли в Москве, на Щипке в Замоскворечье небольшую механическую мастерскую. В мастерской изготавливали столярные инструменты — топоры, пилы, молотки, сельскохозяйственные орудия — серпы, косы, затем небольшие (3—35 л. с.) паровые машины. В 1864 году Бромлеи для расширения производства приобрели у Калужской заставы напротив Нескучного сада земельный участок площадью 10,5 га, где к началу 1870-х годов возвели два больших двухэтажных корпуса. В 1878 году были построены сборочные мастерские.
В 1869 году было учреждено Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей». В 1881 году Товарищество было преобразовано в Торговый дом (товарищество на вере) «Братья Бромлей и Ко» с теми же учредителями, паи в Товариществе имели Эмилий (Альберт) Иванович (1835—1900), Наталья (Иоганна) Эдуардовна, Егор (Георгий-Фердинанд) Эдуардович (род. 1859) Бромлеи и Мария Эдуардовна Адамова.
В 1889 году значительная часть капитала Товарищества была передана Эдуардом Бромлеем своему сыну Николаю (Карлу) Бромлею (род. 1862) для организации самостоятельного предприятия. К 1892 году был построен новый корпус механического отделения. В 1896 году новое предприятие было продано учреждённому в этом же году Обществу братьев Бромлей. Бромлеи остались совладельцами предприятия, Фёдор и Эмилий Бромлеи вошли в состав его правления, а окончивший Императорское московское техническое училище Егор Бромлей в 1899, 1903, 1915 годах назначался директором-распорядителем Общества. Пользовавшаяся известностью в торгово-промышленном мире фамилия Бромлей была сохранена в названии Общества, как торговая марка и знак высокого качества и надёжности изделий.
В 1896 году завод Общества занимал территорию площадью 15 тыс. м² между Малой Калужской улицей и Бахметьевым переулком (Серпуховской части) близ Донского монастыря, на которой было расположено 13 строений. В 1879 году объём производства составлял 376 тыс. рублей, а 1896 — свыше 1 млн рублей. Численность рабочих на предприятии с 10 человек в конце 1850-х годов возросла до 100 человек в 1863 году, а в 1896 году приблизилась к 1000 человек. При найме на предприятие Общества предпочтение имели выходцы из Тульской и Калужской губерний, областей с традиционно развитыми кустарной и заводской металлообработкой и механическими производствами, а также московские ремесленники. В 1870-х годах Обществом была открыта школа для 12—13-летних подростков для обучения литейным, токарным и слесарным профессиям.
К началу XX века завод имел 6 цехов, расположенных на площади 15,5 тыс. кв. м. В 1914 году из 37 заводских строений 25 было каменными. Работал водопровод. В 1915—1916 годах начал работать кузнечно-штамповальный цех. В 1916 году Общество арендовало участок площадью 2,3 тыс. м² на Ризположенской площади под склад строительных материалов, в январе 1917 года приобрело у О. Ф. Бромлей участок на Донской улице.
На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882) Общество представило паровую машину мощностью в 100 л. с. системы «Компаунд». К 1896 году производились паровые машины мощностью 4—300 л. с.; системы «Компаунд» (40—1500 л. с.); тройного и четырёхкратного расширения пара (до 2000 л. с.). Значительную часть продукции составляли небольшие паровые машины (4—12 л. с.), продававшиеся в рассрочку на 2—3 года и имевшие хороший сбыт в деревне.
С 1868 года на производстве Общества выпускалось оборудование для городских водопроводов, к 1915 году произведённое оборудование было установлено более чем 30 городах, в том числе в Москве, Томске и др.
В 1887 году Общество получило заказ на поставку металлических конструкций для трибун ипподрома Императорского московского скакового общества, на производстве Общества были изготовлены также металлические балки и арматура для строившегося в Москве Музея изящных искусств.
Общество получает крупные заказы на поставку оборудования для мастерских в связи со строительством Великой Сибирской магистрали.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, было проведено испытание ножниц для резки проволочных заграждений, сконструированных Е. Эд. Бромлеем. Обществом производились станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. На рубеже 1916—1917 годов был открыто производство автомобильных частей и двигателей.
В ноябре 1918 года предприятие было национализировано. С 1922 года завод Общества братьев Бромлей получил название завод «Красный пролетарий»[1]. В 1927—1928 года по проекту архитекторов В. Д. Кокорина и А. К. Болдырева построены новые корпуса завода[2].
В настоящее время завод «Красный пролетарий» возобновляет производство[3].
Примечания |
↑ ОАО «КП»
↑ Промышленные здания // Ежегодник МАО. — 1930. — № 6. — С. 86.
↑ Возобновлен выпуск токарных станков МК6056, МК6057, МК6058, 16А20Ф3. Ведутся работы по восстановлению выпуска других станков, совершенствуются существующие модели.
Литература |
- Устав «Общества механических заводов Братьев Бромлей», М., 1896; Островский З., От Бромлея к «Красному пролетарию». Станкостроительный завод «Красный пролетарий», М., 1937.
- Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992