Антибиография Содержание Появление антибиографий —...
Литературные жанрыАнтибиографии
антижанржанра биографиипародиейшаржированностипамфлетомпарадигмредакториздательЕлена Шубина2000-х«Анти-Ахматову»мемуарныебиографическиеПушкинудемифологизацииДмитрий Быковтрендомантиутопии1970-х годовдеконструкции«Анти-Ахматову»Томас ВенцловаВойцех Кучок«Дряньё»
Антибиогра́фия — антижанр, модификация жанра биографии. Художественная структура антибиографии в значительной степени определяется особенностями формы «породившего» её биографического жанра и наполняется содержанием с противоположной идейной направленностью. Идея антибиографии воплощается по принципу «от противного». Антибиографию можно сравнивать с пародией[1]. В случаях особой шаржированности героя (антигероя), антибиографию часто называют биографией-памфлетом[2].
Содержание
1 Появление антибиографий — особенность периодов культурного перелома
2 Антибиография как деконструкция
3 Самые известные антибиографии на русском языке
4 Другие определения антибиографии
5 Библиография
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки
Появление антибиографий — особенность периодов культурного перелома |
В периоды культурного перелома появляется необходимость перехода от одного, исчерпавшего себя, литературного направления к другому, только складывающемуся. В эти периоды происходит размывание жанров и стилей как следствие отказа от старых мировоззренческой и культурной парадигм[1].
Об этом свидетельствует редактор и издатель Елена Шубина, имея в виду, в первую очередь, самую известную антибиографию 2000-х «Анти-Ахматову»:
Книги о знаменитостях — как мемуарные, так и биографические — востребованы, однако иначе, чем раньше. Сегодня в них ищут не столько вдохновляющий, сколько оправдывающий пример: все по Пушкину — «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!». Это нормальная черта кризисных эпох — отсюда мода на «антибиографии», развенчания и демифологизации. Сегодня будет охотно раскуплена любая разоблачительная книга о кумире, которая во время общественного подъема вызвала бы общие нарекания[3].
О том же пишет бравший у Шубиной интервью литератор Дмитрий Быков:
Интерес к жанру разоблачительной биографии — вещь закономерная и, так сказать, обратно-предсказуемая, то есть задним числом она представляется безукоризненно логичной, да только знал бы прикуп — жил бы в Сочи. Впрочем, и зная этот прикуп, большинство исследователей не пожелали бы гнаться за новым трендом, но появление его оправданно. Разоблачительная биография сродни антиутопии и появляется в такие же времена — в эпохи великих разочарований и надломов[4].
Антибиография как деконструкция |
Начиная с 1970-х годов авторы многих антибиографий используют метод деконструкции.
На вопрос, читал ли он «Анти-Ахматову», Томас Венцлова ответил:
Да, книгу читал, впечатление ужасное. Это сплошная деконструкция, хотя я узнал некоторые факты, которые были мне неизвестны. По поводу деконструкции один польский философ говорил: «Что бы вы ни говорили об этом, смысла в этом всё равно нет», и я с ним согласен[5].
Самые известные антибиографии на русском языке |
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (об Иване Грозном, XVI век)
Владимир Набоков. Дар (глава о Николае Чернышевском, 1937, публикация в 1938)
Николай Валентинов. Ранние годы Ленина (1940-е)
Николай Валентинов. Малознакомый Ленин (1972, публикация)
Аркадий Белинков. Юрий Тынянов (1961)
Аркадий Белинков. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша (1976, публикация)
Андрей Синявский. Прогулки с Пушкиным (1968)
Юрий Карабчиевский. Воскресение Маяковского (1983)
Венедикт Ерофеев. Моя маленькая лениниана (1988)
Михаил Елизаров. Pasternak (2003)
Тамара Катаева. Анти-Ахматова (2007)
Михаил Золотоносов. Другой Чехов: По ту сторону принципа женофобии (2007)
Тамара Катаева. Другой Пастернак (2009)
Другие определения антибиографии |
Известный польский писатель Войцех Кучок, автор книги «Говно» (в русском переводе «Дряньё») с подзаголовком «Антибиография», так определяет для себя антибиографию:
«Антибиография» — это отрицание биографии <…> или негативная биография: семейный альбом с непроявленными снимками, рассказ, сотканный из событий, которые герой не хочет или не может помнить, поскольку их не было. Или кошмарная биография, которой мы не пожелали бы даже своим худшим врагам[6].
Библиография |
Белинков А., Белинкова Н. Распря с веком. В два голоса. — М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Быков Дмитрий. На судне // Что читать. — 2009. — Сентябрь.
Давыдова Т. Антижанр // Литературный словарь. — М.: ЛУч, 2007. — С. 14-19. — ISBN 978-588915-022-0
Жолковский Александр. Осторожно, треножник! Ответ оппоненту[7] // Русский Журнал. — 30 июля 2008 года.
Калачёва С., Рощин П. Жанр // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. — С. 82-83.
Перцов Николай. О феномене демифологизации классиков в современной культуре (в связи с «детской резвостью» двух почтенных профессоров) // Русский Журнал. — 23 июля 2008 года.
Распопин В. Н. Биография и антибиография // Эпоха Ренессанса. Англия. Лекции по истории зарубежной литературы.
Топоров Виктор. Белеет парус одинокий. Тамара Катаева про Бориса Пастернака. Сучий язык // Частный Корреспондент. — 15 октября 2009 года.
Цейтлин А. Жанры // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 4. — М.: Издательство Коммунистической академии, 1930. — С 109—154.
Чупринин Сергей. Жанры и субжанры литературные // Чупринин Сергей. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. — М.: Время, 2007. — С. 148—149.
Шубина Елена. Расчистка мозгов: Интервью Дмитрию Быкову // Профиль. — № 32(635) — 7 сентября 2009 года.
Шубинский Валерий. Антибиографии: неистовых баб басни // OpenSpace.ru. — 20 июня 2008 года.
См. также |
- Деконструкция
- Демифологизация
- Ахматоборчество
Примечания |
↑ 12 Давыдова Т. Антижанр // Литературный словарь. — М.: ЛУч, 2007. — С. 14-19. — ISBN 978-588915-022-0
↑ Шубинский Валерий. Антибиографии: неистовых баб басни // OpenSpace.ru. — 20 июня 2008 года.
↑ Шубина Елена Расчистка мозгов: Интервью Дмитрию Быкову // Профиль. — № 32(635) — 7 сентября 2009 года.
↑ Быков Дмитрий. На судне // Что читать. — 2009. — сентябрь.
↑ Венцлова Томас. Неустойчивое равновесие. Интервью.
↑ Куманецкая Янина. Летопись культурной жизни // Новая Польша. — 2004. — № 10.
↑ Ответ на статью: Перцов Николай. О феномене демифологизации классиков в современной культуре (в связи с «детской резвостью» двух почтенных профессоров) // Русский Журнал. — 23 июля 2008 года.
Ссылки |
Программа «Культурный шок» на радиостанции «Эхо Москвы» 11 августа 2007 года. Ведущая — Ксения Ларина. Участники — Тамара Катаева, Александр Шаталов, Наталья Иванова (недоступная ссылка)