Каузальная атрибуция Классификация | Примечания |...
Социальная психологияВосприятие
лат.лат.феноменвосприятияинтерпретациипричиндефицитасоциальной психологииатрибуцииангл.Г. КеллиФ. ХайдеромЛи Россом
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1].
Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение[2].
Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:
- соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;
- соответствие действия культурным нормам.
Классификация |
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
- личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);
- объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);
- обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).
В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную[3].
Примечания |
↑ А. В. Юревич, А. В. Петровский Социальная психология. Словарь
↑ Г. М. Андреева Содержание и эффекты межличностного восприятия // Социальная психология Третье издание М.: Наука, 1994
↑ Горбунова М. Ю. Социальная психология. Краткий курс лекций для вузов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — С. 75. — 223 с. — ISBN 5-305-00171-4.
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Для улучшения этой статьи желательно: |