Попов, Алексей Дмитриевич Содержание Биография | Звания и...
Родившиеся 24 мартаРодившиеся в 1892 годуПерсоналии по алфавитуРодившиеся в ПугачёвеУмершие 18 августаУмершие в 1961 годуУмершие в МосквеАктёры по алфавитуАктёры СССРАктёры РоссииАктёры XX векаАктёры Российской империиТеатральные режиссёры по алфавитуТеатральные режиссёры СССРТеатральные режиссёры РоссииТеатральные режиссёры XX векаПедагоги по алфавитуТеатральные педагоги СССРТеатральные педагоги РоссииТеатральные педагоги XX векаКинорежиссёры по алфавитуКинорежиссёры СССРКинорежиссёры РоссииКинорежиссёры XX векаПублицисты по алфавитуПублицисты СССРПублицисты РоссииПублицисты XX векаПисатели по алфавитуМемуаристы по алфавитуМемуаристы СССРМемуаристы РоссииМемуаристы XX векаКавалеры ордена ЛенинаНаграждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»Народные артисты СССРНародные артисты РСФСРЗаслуженные деятели искусств РСФСРЛауреаты Сталинской премииПерсоналии:Центральный театр Российской армииЧлены КПССДоктора искусствоведенияПедагоги ГИТИСаПерсоналии:Московский Художественный театрПерсоналии:Театр имени ВахтанговаПерсоналии:Московский академический театр им. Вл. МаяковскогоАктёры немого кино СССРПохороненные на Новодевичьем кладбище
[24] марта1892Николаевск18 августа1961Москваактёртеатральный режиссёрпедагогНародный артист СССР1948Сталинских премийНиколаевскеСаратовская областьКазани1-ю студию МХТМосковского Художественного театраЛ. АндрееваИ. ТургеневаГ. ХейермансаЕ. ВахтанговымТеатр имени Е. Б. ВахтанговаА. БлокаВичугеКостромеЮ. Х. БергераЧ. Диккенса3-й студии МХАТаЛ. СейфуллинойБ. ЛавренёваС. ЭйзенштейнаМосковский театр им. Вл. МаяковскогоН. ПогодинаУ. ШекспираМ. АстанговымМ. БабановойК. СтаниславскогоВ. Немировича-Данченко1935 годуЦентральный театр Красной АрмииИ. ПрутаА. ШтейнаМ. Шолоховувойны«Давным-давно»А. ГладковаЮ. Чепурина«Укрощение строптивой»У. Шекспира«Ревизор»Н. ГоголяМХАТМ. СтроеваВсероссийского театрального обществаГлавного политического управления СА и ВМФ СССРГИТИСедоктор искусствоведенияМ. И. КнебельКПСС18 августа1961 годаНоводевичьем кладбище
Алексей Попов | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя при рождении | Алексей Дмитриевич Попов | |||||||||
Дата рождения | 12 (24) марта 1892(1892-03-24) | |||||||||
Место рождения | Николаевск, Самарская губерния, Российская империя | |||||||||
Дата смерти | 18 августа 1961(1961-08-18) (69 лет) | |||||||||
Место смерти |
| |||||||||
Гражданство | Российская империя СССР | |||||||||
Профессия | актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, кинорежиссёр, публицист, мемуарист | |||||||||
Театр | Театр им. Е. Вахтангова, Театр Революции, Центральный театр Советской Армии | |||||||||
Награды |
Алексей Дмитриевич Попо́в (12 [24] марта 1892, Николаевск — 18 августа 1961, Москва) — советский российский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951)[2].
Содержание
1 Биография
1.1 Семья
2 Звания и награды
3 Творчество
3.1 Режиссёрские работы в театре
3.2 Фильмография
3.3 Публицистика
4 Память
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Биография |
Алексей Попов родился в Николаевске (ныне — Пугачёв, Саратовская область).
Учился в школе живописи в Казани. В 1912 году был принят 1-ю студию МХТ и до 1918 года в качестве актёра выступал на сценах Московского Художественного театра и 1-й студии МХТ. Играл, в частности, Василия в «Мысли» Л. Андреева, Аполлона в «Провинциалке» И. Тургенева, Дантье в «Гибели „Надежды“» Г. Хейерманса.
Как режиссёр дебютировал в 1916 году в руководимой Е. Вахтанговым «Мансуровской» студии (ныне Театр имени Е. Б. Вахтангова) постановкой «Незнакомки» А. Блока, но эта работа осталась незавершённой[2]. Первой законченной режиссёрской работой стала постановка спектакля «Гибель „Надежды“» в созданной им в сентябре 1918 года в Вичуге (Бонячках) рабочей театральной студии. С конца 1918 по 1923 год возглавлял Театр студийных постановок в Костроме, на сцене которого выступал как актёр, поставил ряд спектаклей, в том числе, по режиссёрским экспликациям 1-й Студии МХТ, «Потоп» Ю. Х. Бергера и «Сверчок на печи» Ч. Диккенса[2].
В 1923 году вернулся в Москву и стал режиссёром 3-й студии МХАТа, в 1926 году преобразованной в Театр им. Е. Б. Вахтангова. Здесь дебютировал постановкой спектакля «Комедии Мериме». Наиболее значительные работы этого периода — «Виринея» Л. Сейфуллиной и «Разлом» Б. Лавренёва[2]. В Театре им. Е. Вахтангова работал по 1930 год. Одновременно, в 1928—1929 годах учился в мастерской С. Эйзенштейна при ГТК.
В 1931 году возглавил Театр Революции (ныне Московский театр им. Вл. Маяковского), которым руководил до 1935 года, осуществил вошедшие в историю советского театра постановки ранних пьес Н. Погодина «Поэма о топоре», «Мой друг» и «После бала», а также «Ромео и Джульетты» У. Шекспира с М. Астанговым и М. Бабановой в главных ролях[3]. В своих постановка стремился к синтезу творческих принципов К. Станиславского, В. Немировича-Данченко и Е. Вахтангова. Работая в Театре Революции, выдвинул концепцию современного «актера-мыслителя», чье творчество одушевлено «волнением от мысли»[3].
В 1935 году был назначен художественным руководителем и главным режиссёром в Центральный театр Красной Армии. Здесь создал лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени — «Год 19-й» И. Прута, «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Флаг адмирала» А. Штейна, «Поднятая целина» по М. Шолохову и другие, а в годы войны — «Давным-давно» А. Гладкова и «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Не менее успешным были и его обращения к классике, прежде всего «Укрощение строптивой» У. Шекспира и «Ревизор» Н. Гоголя[2].
Ужесточение репертуарной политики в послевоенные годы, борьба с «формализмом», которая в театральном процессе приняла характер всеобщей «мхатизации» — при том, что сам МХАТ после смерти Вл. Немировича-Данченко переживал далеко не лучшие времена[4], — отразились на искусстве А. Попова, как и всех лучших режиссёров того времени. М. Строева вспоминала, как в конце 50-х годов во время одного из режиссёрских диспутов — между старшим и молодым поколениями — в стенах Всероссийского театрального общества, обычно немногословный и не склонный к публичным выступлениям А. Попов, «вдруг вспылив, раздраженно взмахнул длинными своими руками, и, скрестив, ударил себе по плечам: „Что вы хотите от нас?! У нас же крылья давно перебиты!“»[5].
В 1960 году был вынужден уйти с поста главного режиссёра театра на пенсию, к этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления СА и ВМФ СССР, в подчинении которого находился театр[6].
Начиная с 1919 года вёл педагогическую работу в театральных студиях[7] и в ГИТИСе (с 1940 — профессор, с 1957 — доктор искусствоведения). На протяжении долгого времени вёл курс режиссуры (совместно с М. И. Кнебель), и их ученики стали в последние десятилетия ведущими режиссёрами в ряде стран мира.
Последний год жизни прошёл под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: его теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили режиссёру точно и глубоко сформулировать «миссию актёра и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла[8].
Член КПСС с 1954 года.
Алексей Дмитриевич Попов умер 18 августа 1961 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[7].
Семья |
- Сын — Андрей Алексеевич Попов (1918—1983), актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1965).
Звания и награды |
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933)
Народный артист РСФСР (1942)
Народный артист СССР (1948)
Сталинская премия первой степени (1943) — за постановку спектакля «Давным-давно» А. К. Гладкова
Сталинская премия второй степени (1950) — за постановку спектакля «Степь широкая» Н. Г. Винникова
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Флаг адмирала» А. П. Штейна- Орден Ленина
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Творчество |
Режиссёрские работы в театре |
- Театр студийных постановок (Кострома)
1919 — «Потоп» Ю. Х. Бергера
- «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу
- «Ученик дьявола» Б. Шоу
- «Вечер чеховских миниатюр»
- «Вечер, посвященный Парижской Коммуне»
- «Женитьба Фигаро» П. Бомарше
- «Волки» Р. Роллана
1923 — «Невероятно, но возможно» В. Ф. Плетнёва
- Театр им. Е. Вахтангова
1924 — «Комедии Мериме»
1925 — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина
1926 — «Зойкина квартира» М. А. Булгакова
1927 — «Разлом» Б. А. Лавренёва
1929 — «Заговор чувств» Ю. К. Олеши
- Театр Революции
1931 — «Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина; художник И. Ю. Шлепянов, музыка Н. Н. Попова; премьера состоялась 6 февраля[9]
1932 — «Мой друг» Н. Ф. Погодина
1932 — «Улица радости» Н. А. Зархи
1934 — «На Западе бой» Вс. В. Вишневского
1935 — «После бала» Н. Ф. Погодина
1936 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (совместно с И. Ю. Шлепяновым); художник И. Ю. Шлепянов
- Центральный театр Советской Армии
1936 — «Год 1919-й» И. Л. Прута
1937 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира
1939 — «Полководец Суворов» И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского
1941 — «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира
1942 — «Давным—давно» А. К. Гладкова
1944 — «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина
1945 — «Полководец» К. А. Тренёва
1949 — «Степь широкая» Н. Г. Винникова (совместно с А. З. Окунчиковым)
1950 — «Флаг адмирала» А. П. Штейна (совместно с Б. М. Афониным)
1951 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
1957 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову
Фильмография |
- Роли
1917 — Мечта и жизнь — Алексей
1919 — Люди гибнут за металл (фильм)
1927 — Два друга, модель и подруга — капитан
1939 — Будь готов (короткометражный)
1943 — Два бойца — эпизод
1961 — Укрощение строптивой (фильм-спектакль) — режиссер театральной постановки (вступительное слово)
- Режиссёр
1927 — Два друга, модель и подруга
1930 — Крупная неприятность (Золотая колесница)
- Сценарист
1927 — Два друга, модель и подруга (совм. с М. С. Каростиным)
1930 — Крупная неприятность (Золотая колесница) (совм. с И. Б. Гордоном)
Публицистика |
- Художественная целостность спектакля, М., 1959
- Спектакль и режиссёр, М., 1961
- Воспоминания и размышления о театре, М., 1963
- Искусство великой эпохи (Советский актёр и его герои), в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950
- Опыт режиссёрского построения народных сцен, в сб.: Вопросы режиссуры, М., 1954
- Вахтангов-надежда Станиславского, в сб : Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959
- Об искусстве перевоплощения актёра, в сб.: Режиссёрское искусство сегодня, М., 1962.
Память |
В 1972 были учреждены Золотая и Серебряные медали имени А. Д. Попова, присуждаемые ежегодно творческим работникам театра.
Примечания |
↑ Попов Алексей Дмитриевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ 12345 О. А. Попов, Алексей Дмитриевич // Театральная энциклопедия (гл. ред. П. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
↑ 12 Московский академический театр имени Вл. Маяковского // Театральная энциклопедия (гл. ред. П. Марков). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
↑ М. Н. Строева, 1986, с. 9, 13-15.
↑ М. Н. Строева, 1986, с. 17.
↑ https://znanija.com/task/18181159
↑ 12 Попов Алексей Дмитриевич // энциклопедия Москва
↑ http://art.theatre.ru/history/persons/adpopov/
↑ Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
Литература |
- Попов А. Д. Творческое наследие: В 3 т. М.: ВТО, 1979. Т. 1. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля. 519 с.
- Попов А. Д. Творческое наследие: В 3 т. М.: ВТО, 1980. Т. 2. Избранные статьи. Доклады. Выступления. 479 с.
- Воспоминания ученика А. Д. Попова из книги: Буткевич М. М. К игровому театру: Лирический трактат / Рекомендовано к печати кафедрой режиссуры Российской академии театрального искусства — ГИТИС. М., 2002 — «Лирическое отступление о неразделенной любви: Алексей Дмитриевич Попов, русский художник», — на сайте «Школы драматического искусства»
- Полный гипертекст книги М. М. Буткевича с размышлениями об А. Д. Попове и комментариями к ним, см.: [1]
- Строева М. Н. Советский театр и традиции русской режиссуры: Современные режиссерские искания. 1955—1970. — М.: ВНИИ искусствознания. Сектор театра, 1986. — 323 с.
Ссылки |
Попов Алексей Дмитриевич — статья из Большой советской энциклопедии.