Система Хорнбостеля — Закса Содержание Фрагмент...

Электронные музыкальные инструментыЭлектромеханические музыкальные инструменты


Музыкальные инструментыСистемы классификацииТеория музыки


Эрихом Морицем фон ХорнбостелемКуртом Заксом1914 годуинструментоведенииСШАВиктором-Шарлем Маийономмембранафортепианоклавесинэлектрофоновсинтезаторыэлектрогитараэлектроскрипкаэлектропиано




Система Хорнбостеля — Закса — систематическая классификация музыкальных инструментов, разработанная австрийским музыковедом Эрихом Морицем фон Хорнбостелем (1877—1935) совместно с немецким музыковедом Куртом Заксом (1881—1959). Впервые опубликована в 1914 году в журнале Zeitschrift für Ethnologie. Система принята за основу в инструментоведении многих европейских странах, США, России.


В основу системы Хорнбостеля — Закса был положен метод классификации, разработанный французским инструментальным мастером Виктором-Шарлем Маийоном впервые ещё в 1866 г.[1]


Хорнбостель и Закс классифицировали музыкальные инструменты по двум основным критериям: источнику звука и способу извлечения звука. По первому признаку инструменты подразделяются на самозвучащие (идиофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны).




Содержание






  • 1 Фрагмент классификации


  • 2 Примечания


  • 3 Литература


  • 4 Ссылки





Фрагмент классификации |


1. В самозвучащих инструментах (идиофонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) и некоторые другие. По способу извлечения звука самозвучащие инструменты подразделяются на группы:




  • щипковые (варган);


  • фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники): инструмент вибрирует из-за трения другим предметом, напр., смычком;

  • ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты);

  • духовые самозвучащие (напр., Эолова арфа): инструмент вибрирует в результате прохождения через него потока воздуха;


2. В мембранных инструментах (мембранофонах) источник звука — туго натянутая мембрана. Дальнейшее подразделение включает:




  • Ударные: (барабан, литавры). Звук возникает за счет удара о мембрану палочкой, колотушкой или рукой.


  • Щипковые мембранофоны (Индийские гопи-йантра, анандалахари): Под центром мембраны узлом прикреплена струна, которая при защипывании передает колебания мембране.


  • Фрикционные (бугай): звук достигается за счёт трения о мембрану.


  • Поющие мембраны (Напеваемые барабаны, мирлитоны), когда мембрана изменяет звук (казу, гребень или расчёска с мембраной из тонкой бумаги[2]).


3. В струнных инструментах (хордофонах) источником звука являются одна или несколько струн. Сюда относятся и некоторые клавишные инструменты (напр., фортепиано, клавесин). Струнные подразделяют далее на группы:



  • Простые (цитры). Инструмент состоит из струн и механизма натяжения, резонатор может быть отделен от остальной конструкции или вообще отсутствовать.

  • Составные хордофоны. Резонатор является частью инструмента, их разделение невозможно.

  • Хордофоны без классификации[3]


4. В духовых инструментах (аэрофонах) источник звука — столб воздуха. Выделяются следующие группы:




  • флейтовые (флейта): звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента;


  • язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот): источник звука — вибрирующий язычок;


  • мундштучные (труба): звук возникает за счёт колебания губ исполнителя.


5. Классификация Хорнбостеля-Закса с 1940 года расширена за счёт особой группы электрофонов, где так или иначе используются электрические и/или электронные устройства. Их далее делят на электронные (синтезаторы, сэмплеры, волны Мартено и др.) и электромеханические, то есть инструменты с акустическим источником звука, снабжённые преобразователями колебаний в электрический сигнал (электрогитара, электроскрипка, электропиано).


Полный реестр в классификации Хорнбостеля — Закса включает более 300 категорий.



Примечания |





  1. Mahillon V.-Ch. Tableau synoptique des voix de tous les instruments de musique employés dans l’instrumentation moderne, les orchestres de symphonie, d’harmonie et de fanfare. Bruxelles, 1866.


  2. Игра на расческе Архивировано 16 марта 2010 года.


  3. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сборник статей и материалов: в 2 ч. / под ред. Е. В. Гиппиуса. — М., 1987.




Литература |




  • Hornbostel E. M. von, Sachs K. Systematik der Musikinstrumente // Zeitschrift für Ethnologie XLVI (1914), S. 553 ff.


  • Хорнбостель Э. М. фон, Закс К. Систематика музыкальных инструментов / Пер. И. З.  Алендера // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. — М.: Советский композитор, 1987, сс. 229-261.

  • Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей и материалов. В 2 ч. / Под ред. Е. В. Гиппиуса. — М., 1987



Ссылки |



  • Электронная версия статьи в Zeitschrift für Ethnologie, 1914 (нем.)

  • Erich M. von Horbostel and Curt Sachs. 1914. Systematik der Musikinstrumente: Ein Versuch. Translated as "Classification of Musical Instruments, " by Anthony Baines and Klaus Wachsmann, Galpin Society Journal (1961), 14: 3-29.


  • Revision of the Hornbostel-Sachs Classification of Musical Instruments by the MIMO Consortium (2011)









Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...