Мой часослов Содержание Введение | Сюжет | Описание |...
25 образов страстей человеческихМой часословСолнце[en]Идея, её рождение и смерть[en]История без слов[en]Город[en]Destiny[en]He Done Her Wrong[en]Southern CrossUne semaine de bonté[en]The Life and Times of Conrad Black[en]
Романы без словФранс Мазерель
роман без словбельгийскогоФранса Мазерелягравюр по деревусоциализмаэкспрессионизмарелигииксилографииторцовой гравюрыпродольной гравюрыЛистья травыУолта УитманаКола БрюньонРомена Роллананимбромана без словкомиксамиграфических романовчасословамиаллегорическуюсоциалистическуюИисусасоциалистическаяэкспрессионизма в кинотеатреЖеневефранцузскимнемецкаяТомаса МаннаСШАанглоязычнаяРомена РолланакитайскиебританскуюТоман Маннангл.
| ||
Франс Мазерель | ||
Мой часослов. 1919 | ||
фр. Mon livre d'heures нем. Mein Stundenbuch: 165 Holzschnitte | ||
167 рисунков с гравюр по дереву. 9 × 7 см |
«Мой часослов»[1] — роман без слов бельгийского художника Франса Мазереля, написанный в 1919 году. 167 рисунков, выполненных с гравюр по дереву,.mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}
Содержание
1 Введение
2 Сюжет
3 Описание
4 Публикации
5 Отзывы
6 Примечания
7 Литература
Введение |
Роман состоит из 167 рисунков, включая два вводных, размером примерно 9 на 7 см[4]. Рисунки выполнены при помощи техники ксилографии, то есть отпечатаны с гравюр по дереву. При этом художник использовал не метод торцовой гравюры, разработанный ещё в конце XVIII века, а более старый метод продольной гравюры, который к началу XX века уже устарел и использовался в основном для иллюстрирования религиозных текстов[5].
Мазерель считал работу близкой к автобиографичной[2]. Так, в начале романа находятся два вводных рисунка, автопортрет Мазереля и портрет главного героя соответственно. Мазерель сидит за письменным столом, вокруг него — инструменты для создания гравюр по дереву, а главный герой стоит на открытом воздухе, среди высотных домов, и показывает рукой куда-то вниз. Художник и персонаж одинаково одеты и имеют схожие черты фигуры. По мнению исследователя М. Коэна, обычная внешность обоих скрывает за собой смелость их действий: художник создаёт перед собой новый мир, а персонаж, стоящий в полный рост и даже не помещающийся в пределах рисунка, является гигантом в этом воображаемом мире[6].
Также за введением находятся две цитаты — «Видите, я не читаю вам лекций, я не подаю скудной милостыни: когда я даю, я даю себя» из сборника «Листья травы» американского поэта Уолта Уитмана и более длинная цитата из повести «Кола Брюньон» французского писателя Ромена Роллана[6].
Сюжет |
«Мой часослов» начинается с прибытия молодого человека на железнодорожный вокзал большого города. Роман сфокусирован на судьбе этого обычного человека и рассказывает о радостях, печалях, удовольствиях, скуке и гневе жизни в крупном городе[7].
На протяжении всего романа главный герой путешествует, но при этом у него редко есть конкретная цель, что как будто подчёркивается последовательным характером изложения. Он часто оказывается на природе, которая оказывает на него большое влияние; религиозные же места он посещает также небрежно, как и увеселительные[8].
Персонаж использует открывающие ему возможности, но также и легко обрывает свою связь с ними: так, в начальной части романа он призывает к протестам и ведёт группу людей на забастовку, но на следующем рисунке уходит прочь, разочарованный бесконечными политическими дискуссиями[3]; ближе к концу главный герой шокирует горожан, отказываясь от медали за спасение девушки и мочась с крыши, за что его изгоняют из города[9].
Молодой человек восторженно влюбляется — после этого у него появляется нимб над головой; как будто он искупает свою вину и помогает это сделать другим[3]. Главный герой часто меняет род своей деятельности из-за женщин: молочница отвлекает его от фермы, другая девушка — от политики; он трижды спасает женщин: маленькую девочку от бьющего её отца, чёрную девушку от бьющего её белого хозяина и девушку, тонущую в водоёме; при этом он часто посещает проституток — иногда с восторгом, иногда с тоской[9].
Он вообще часто оказывается в комических — когда ему отказывает проститутка, в которую он влюбился, — или грустных — когда умирает его приёмная дочь (которую главный герой спас от её отца) — ситуациях[4]. Главный герой не может обрести покой, продолжая путешествовать до самого конца романа, — он умирает, метая молнии и уносясь к звёздам[3].
Описание |
«Мой часослов» выполнен в жанре романа без слов, то есть последовательности изображений без подписей, передающих общий сюжет. Несмотря на схожесть с комиксами по форме повествования, роман был создан под влиянием высокого искусства, направлен на соответствующих читателей и сам оказал влияние на соответствующее искусство[10]. В начале XX века романы без слов Мазереля, особенно «Мой часослов», пользовались популярностью у читателей и критиков, но позднее были забыты вне круга любителей комиксов и стали рассматриваться преимущественно как предшественники современных графических романов[11][12].
Название романа связано со средневековыми часословами, а именно с личными сборниками молитв небольшого формата. Обеспеченные люди заказывали такие сборники, чтобы носить их с собой и молиться в любой момент, а также хвастаться ими, поэтому они часто бывали богато украшены и являлись произведениями искусства[13]. При этом аллегорическую составляющую таких сборников Мазерель в своих работах заменяет на социалистическую идеологию[14], а место жизнеописаний Иисуса и святых заняла судьба обычного человека. По мнению М. Коэна, социалистическая тематика «Моего часослова» не слишком явна: Мазерель восхваляет работника, в основном просто показывая его жизнь, в то время как его труд по большей части остаётся за кадром[9].
Мазерель использует как графическую технику, так и моральные элементы немецкого экспрессионизма в кино и театре[15]. Так, многие его персонажи выражают свои эмоции простыми, непреувеличенными жестами, что создаёт контраст с более сильными эмоциями других персонажей[16].
В работе появляются основные темы творчества автора, к которым, по своим словам, он позднее не раз возвращался за вдохновением[2]. Можно отметить постоянные путешествия главного героя и его неспособность обрести покой
Публикации |
Первая версия была выпущена в 1919 году в Женеве под французским названием Mon livre d’heures. 200 экземпляров были напечатаны прямо с гравюр по дереву[17].
В 1920 году издателем Куртом Вольфом[en] была выпущена немецкая версия под названием Mein Stundenbuch: 165 Holzschnitte. Первый тираж составил 700 экземпляров, но потом тот же издатель перевыпустил ту же версию ещё несколько раз, и за 1920-е годы в Европе было продано более 100 тысяч её экземпляров[16]. В 1926 года вышла первая популярная версия, напечатанная с введением немецкого писателя Томаса Манна[17]. Благодаря широкому распространению, роман заинтересовал других авторов и привлёк внимание издателей к новому жанру[3].
В 1922 году в США была опубликована англоязычная версия под названием My Book of Hours. 600 экземпляров, сделанных с оригинальных гравюр, содержали введение французского писателя Ромена Роллана[17].
Позднее роман переиздавался в других странах, включая американскую версию 1948 года под названием Passionate journey (с англ. — «Страстное путешествие»), китайские — в 1933 и 1957 годах, британскую — в 1980 году
В версии 1928 года отсутствуют две неприличные страницы: 24-ая в оригинальной нумерации, на которой главный герой занимается сексом с проституткой, или 149-ая, на которой он стоит на крыше и мочится на город[6].
Отзывы |
Немецкий писатель Томан Манн во введении к немецкой популярной версии 1926 года упоминает «яркие образы чёрно-белых фигур, черты которых прорисованы светом и тенью» и считает, что роман «очаровывает с начала и до конца» и «оставляет глубокий и чистый след»[7], а во введении к версии 1928 года называет «Часослов» Мазереля «своим любимым фильмом»[18].
Американский критик Перри Уиллет (англ. Perry Willett) считает, что темы «блуждания и изоляции, изображение городской действительности, призывы к всеобщему братству и настойчивый индивидуализм» сближают роман с картинами, кинофильмам и театральными постановками движения экспрессионистов[3]. Также он отмечает, что, хотя работа не получила большой популярности в США, американские критики признали Мазереля отцом романа без слов через несколько лет после публикации «Моего часослова»[19].
Примечания |
↑ Терновец, 1963, с. 327.
↑ 123 Cohen, 1977, p. 183.
↑ 123456 Willett, 2005, p. 116.
↑ 12 Beronä, 2008, p. 21.
↑ Willett, 2005, p. 127.
↑ 123 Cohen, 1977, p. 184.
↑ 12 Willett, 2005, p. 114.
↑ Cohen, 1977, p. 185.
↑ 1234 Cohen, 1977, p. 186.
↑ Mehring, 2013, pp. 217–218.
↑ Antonsen, 2004, p. 155.
↑ Tabachnick, 2010, p. 3.
↑ Cohen, 1977, p. 189.
↑ Petersen, 2010, p. 63.
↑ Willett, 2005, p. 126.
↑ 12 Willett, 2005, p. 118.
↑ 123 Antonsen, 2004, p. 154.
↑ Willett, 2005, p. 129.
↑ Willett, 1997, p. 19.
Литература |
Antonsen, Lasse B. (2004). “Frans Masereel: Passionate Journey”. Harvard Review (27): 154—155. JSTOR 27568954..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}
- Beronä, David A. Wordless Books: The Original Graphic Novels. — Abrams Books, 2008. — ISBN 978-0-8109-9469-0.
Cohen, Martin S. (1977). “The Novel in Woodcuts: A Handbook”. Journal of Modern Literature. 6 (2): 171—195. JSTOR 3831165.
- Mehring, Frank. Hard-Boiled Silhouettes // Transnational Perspectives on Graphic Narratives: Comics at the Crossroads. — A&C Black, 2013. — P. 211–228. — ISBN 978-1-4411-8575-4.
- Petersen, Robert. Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives. — ABC-CLIO, 2010. — ISBN 978-0-313-36330-6.
Tabachnick, Stephen E. (2010). “The Graphic Novel and the Age of Transition: A Survey and Analysis” (PDF). English Literature in Transition, 1880-1920. 53 (1): 3—28. DOI:10.2487/elt.53.1(2010)0050.
- Willett, Perry. The Silent Shout: Frans Masereel, Lynd Ward, and the Novel in Woodcuts. — Indiana University Libraries, 1997.
- Willett, Perry. The Cutting Edge of German Expressionism: The Woodcut Novel of Frans Masereel and Its Influences // A Companion to the Literature of German Expressionism. — Camden House Publishing, 2005. — P. 111–134. — ISBN 978-1-57113-175-1.
- Б. Н. Терновец. Избранные статьи. — Советский художник, 1963. — 362 с.
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |