Катастрофа L-188 в Пуэрто-Инке Содержание Самолёт |...


Авиационные катастрофы с единственным выжившимСобытия 24 декабряДекабрь 1971 года1971 год в ПеруПуэрто-Инка1976 год в метеорологииАвиационные происшествия LANSAАвиационные происшествия в ПеруАвиационные происшествия 1966 годаАвиационные происшествия с Lockheed L-188 ElectraАвиационные происшествия вследствие турбулентностиАвиационные происшествия вследствие попадания молнии


24 декабря1971 годаРождестваПуэрто-ИнкаLockheed L-188A ElectraЛимыПукальпуДжулианна Кёпкекниге рекордов Гиннесакатастрофе в Элктонебортовым номеромBraniff International AirwaysCrocker-Citizens National BankМатео Пумакавав 1966 годуLockheed Constellationв 1970 годуЛимаПукальпаИкитосМария КёпкеДжулианна КёпкеГансу-Вильгельму КёпкеВернер ХерцогАгирре, гнев божийэшелонаамазонский лесброкколиC-130SIL InternationalПангуанагоациновкаймановскатов-хвостоколовлягушку-древолазаамериканских ВВСDC-3

























































































Рейс 508 LANSA
LANSA-Flug 508.svg
Маршрут рейса 508
Общие сведения
Дата
24 декабря 1971 года
Время
12:36
Характер
Взрыв топливного бака, разрушение конструкции
Причина
Удар молнии, ошибка экипажа, турбулентность
Место
Перу район Пуэрто-Инкаruen, провинция Пуэрто-Инка (Перу)
Воздушное судно

LANSA Lockheed L-188A Electra.jpg
Lockheed L-188A Electra авиакомпании LANSAruen
Модель
Lockheed L-188A Electra
Имя самолёта
Mateu Pumacahua
Авиакомпания
Перу Lineas Aéreas Nacionales Sociedad Anonimaruen (LANSA)
Пункт вылета
Перу Хорхе Чавесruen, Лима
Остановки в пути
Перу Пукальпаruen
Пункт назначения
Перу Икитосruen
Рейс
LP-508
Бортовой номер
OB-R-941
Дата выпуска
28 августа 1959 года (начало эксплуатации)
Пассажиры
86
Экипаж
6
Погибшие
91
Выживших
1
Commons-logo.svg Рейс 508 LANSA на Викискладе

Катастрофа L-188 в Пуэрто-Инке — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 24 декабря 1971 года в канун Рождества в районе Пуэрто-Инка (англ.). Турбовинтовой авиалайнер Lockheed L-188A Electra выполнял пассажирский рейс из Лимы в Пукальпу, но при пролёте грозы попал под удар молнии и разрушившись упал в джунгли. Поисковые работы поначалу были безрезультатны, пока спустя 10 дней к людям не выбралась 17-летняя пассажирка-немка Джулианна Кёпке. Кроме неё, никто из остальных находившихся на борту 85 пассажиров и 6 членов экипажа не выжил[1].


По масштабам, это крупнейшая авиационная катастрофа, вызванная ударом молнии, однако в книге рекордов Гиннеса она уступает катастрофе в Элктоне (81 погибший), так как 14 человек скончались по прошествии некоторого времени после падения самолёта.




Содержание






  • 1 Самолёт


  • 2 Катастрофа


  • 3 Выживание в джунглях


  • 4 Причина


  • 5 Культурные аспекты


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Самолёт |


Lockheed L-188A Electra с заводским номером 1086 был построен в 1959 году и 28 августа под бортовым номером N9704C поступил в авиакомпанию Braniff International Airways, став четвёртым самолётом данной модели во флоте авиакомпании (в ходе ребрендинга был покрашен в голубую ливрею[2]). В 1969 году борт N9704C был выкуплен Crocker-Citizens National Bank (англ.), а 5 августа 1970 года под бортовым номером OB-R-941 поступил в небольшую перуанскую авиакомпанию LANSA, в которой также получил имя Mateu Pumacahua в честь известного перуанского революционера Матео Пумакава[3].


Стоит отметить, что на тот момент 8-летняя LANSA уже имела дурную репутацию, так как с её самолётами произошли 2 катастрофы, унёсшие полторы сотни жизней: в 1966 году с Lockheed Constellation (49 погибших) и в 1970 году с Lockheed Electra (101 погибший). Причём в обоих случаях была доказана вина экипажа, а после второй катастрофы правительство даже на 90 дней приостановило деятельность авиакомпании[4]. Но позже LANSA продолжила полёты.



Катастрофа |


В тот день борт OB-R-941 выполнял плановый внутренний рейс LP-508 по маршруту Лима—Пукальпа—Икитос. По этому маршруту лайнер летал дважды в день, но порой простаивал из-за ремонтов. 24 декабря также возникла небольшая задержка из-за непогоды в районе Анд, после чего было дано разрешение на вылет. Стоял канун Рождества, поэтому в аэропорту Лимы собралось большое число людей, которые спешили попасть домой или к родным, чтобы встретить с ними праздники, а потому стремились попасть на любой доступный самолёт. Одним из них был рейс 508, который, несмотря на недоверие к авиакомпании, оказался полностью заполнен. Одними из пассажиров оказались немецкий орнитолог 47-летняя Мария Кёпке (англ.) (эмигрировала в Перу из Германии после Второй мировой войны) и её 17-летняя дочь Джулианна Кёпке, которые летели к мужу и отцу — орнитологу Гансу-Вильгельму Кёпке (англ.). По стечению обстоятельств, среди тех, кому не досталось места на злополучном рейсе, был немецкий режиссёр Вернер Херцог, который занимался съёмками своего фильма «Агирре, гнев божий».


Примерно в 12 часов с 86 пассажирами и 6 членами экипажа на борту рейс 508 вылетел из Лимы и поднявшись до эшелона FL210 (21 тысяча футов или 6400 метров) направился через горы. По словам Джулианны, которая сидела на месте 19F у окна, первые 25 минут полёт проходил нормально и пассажирам стали раздавать бутерброды. Когда лайнер перелетел Анды, впереди показались грозовые облака, что было довольно распространено в этом регионе. Вероятно, что экипаж, понадеявшись на свой опыт и недооценивая силу грозы, принял решение не обходить непогоду, что грозило увеличением длительности полёта и выбиванием из расписания, а пролететь через неё. Постепенно облака начали становиться всё гуще и темнее, а также возникла сильная турбулентность. Стало темно как ночью, а «Электру» швыряло из стороны в сторону, в результате чего в салоне вещи стали падать с полок. Затем у правого крыла возникла яркая вспышка — вероятно молния ударила близ двигателя, воспламенив находящиеся в крыльевом топливном баке пары керосина. Взрыв топлива привёл к разрушению конструкции правого крыла и его отделению, после чего вышедший из-под контроля самолёт перешёл в штопор. Экипаж стал пытаться вернуть управление, но в условиях сильной турбулентности возникли перегрузки, приведшие к отделению и левого крыла[5]. Рейс 508 устремился вниз, разрушаясь от перегрузок; обломки оказалась разбросаны в зоне радиусом 15 километров. По воспоминаниям Джулии Кёпке, её выкинуло из салона вместе с трёхместным креслом, сидя в котором и кружась в воздухе она упала на амазонский лес, «похожий на брокколи», и потеряла сознание.


По расписанию время прибытия рейса LP-508 в Пукальпу было 12:47. Однако прошло несколько часов, а от экипажа не было никаких сообщений, поэтому были начаты поисковые работы с привлечением авиации, включая транспортные C-130 и небольшие самолёты организации SIL International. Но ситуация осложнялась тем, что обломки при падении умудрились не сломать деревья, просто исчезнув в лесной чаще, поэтому их было очень трудно заметить с воздуха. Во многом поиски ещё осложнялись и тем, что было неясно, в каком районе пропал авиалайнер, к тому же многие предполагали, что на самом деле последний потерпел катастрофу в центральной части Анд, врезавшись в гору.



Выживание в джунглях |




Сохранившаяся в посёлке дверь с разбившегося самолёта


Как позже было установлено, в результате катастрофы сразу погибли 77 человек, но 15 ещё были живы, включая Джулию и Марию Кёпке. Этому могли способствовать возникающие в грозах восходящие потоки, замедлившие скорость падения, а также то, что обломки падали на густой лес, окутанный лианами и который мог смягчить удар. Джулия пролежала без сознания до 9 часов утра (время было определено по всё ещё работающим часам[6]) следующего дня и очнувшись обнаружила себя лежащей в грязи под креслом, при этом сидевшие с ней в том же кресле мама (место 19E) и толстый мужчина (место 19D) исчезли. Девушка попыталась встать, что у неё получилось с трудом. Несмотря на падение с трёхкилометровой высоты, она отделалась переломом ключицы, раной на левой ноге, а левый глаз заплыл, так как из-за декомпрессии лопнули тонкие кровеносные сосуды. Также были потеряны очки, одна из сандалий, а из одежды на ней было популярное тогда тонкое мини-платье.


Джулия попыталась найти остальных людей, но никого не было рядом, как не было больше никаких обломков лайнера. Страха на тот момент не было, так как девушка часто ходила с отцом и матерью по лесу и фактически выросла в перуанских джунглях, а также знала основы выживания. Кроме того, так совпало, что в 50 километрах от места падения находилась исследовательская станция Пангуана (англ.), где семья Кёпке часто проводила время. Изучая окружающую местность, девушка нашла пакетик с конфетами, который взяла с собой.


Утром 3-го дня она наткнулась на ещё одно кресло, к которому были пристёгнуты три пассажирки. Перевёрнутое кресло как снаряд воткнулось в землю, зарывшись почти на метр, а все трое сидевших в ней мгновенно погибли. Одна из женщин была похожа на Марию Кёпке, поэтому, несмотря на страх, девушка решила проверить, не её ли это мама, для чего взяла палку и сбила с ноги туфлю. На ногтях был лак, тогда как Мария не использовала педикюр[6]. Возле кресла Джулия нашла пирог, который однако смешался с грязью и был невкусным. Ещё не осознавая, сколько продлится путешествие, девушка выкинула его и стала изучать окрестности, после чего услышала шум ручья, выйдя к которому направилась уже вниз по течению, так как знала из уроков отца, что ручей впадает в более крупную протоку, та уже в реку, а на берегу рек могут быть поселения людей. В тот же день она нашла в русле разбитый двигатель от борта OB-R-941, пространство вокруг которого было залито маслом.


Места для ночлегов подбирались заранее ещё пока было светло. Джулия старалась, чтобы спина была защищена толстым деревом или склоном, а вместо одеяла использовала несколько больших листьев. Это был период дождей, а дождевые капли били по телу, мешая спать; если дождь продолжался всю ночь, то девушка фактически так и сидела до самого утра. В ночи, когда не было дождя, сильно донимали комары.


На 6-й день Джулия услышала характерный звук крика гоацинов, которые живут вдоль рек. Пойдя к ним, она вскоре вышла на берег реки Шибонья. Здесь девушка ошиблась с выбором направления, не подозревая, что пойди она в другую сторону, то вышла бы на реку Сунгари, где очень часто плавали различные лодки. Следуя по руслу Шибоньи и иногда плывя, она встречала в пути кайманов, но знала, что они не опасны для человека, также как не опасны и живущие в проточной воде пираньи[6]. Несколько раз она слышала пролетающие поисковые самолёты, но на второй день следования вдоль реки эти полёты прекратились. Основной опасностью сама девушка считала то, что в её ране на правой руке мясные мухи отложили свои яйца, вылупившиеся из которых личинки вгрызались в кожу. Единственную туфлю она при этом не выбрасывала, хотя в ней было и неудобно идти, так как это давало ей чувство защищённости. Тоненькое платье к тому времени уже сильно изорвалось. Для защиты от скатов-хвостоколов, Джулия прощупывала дно перед собой с помощью палки-посоха.


Найденные ещё в первый день путешествия конфеты закончились через три дня, а вместо еды девушка просто пила много воды. Находясь в апатичном состоянии, она даже едва не съела ядовитую лягушку-древолаза, что для её ослабленного организма могло закончиться летальным исходом. На девятый день путешествия, выйдя уже к реке Пахитеа, Джулия вдруг неожиданно для себя увидела привязанную к берегу лодку, от которой вверх по склону шла тропинка. С трудом одолев этот подъём, путешественница увидела хижину, в которую забралась и где провела ночь. Утром следующего дня, 4 января, её здесь обнаружил лесоруб Марсио Рибера, который был с двумя приятелями. К тому времени девушка уже собиралась продолжить свой путь вниз по течению, но слишком ослабела для этого. С помощью бензина из бака лодочного мотора ей промыли раны, удалив множество червей, а через 11 часов на лодке доставили в деревню. Далее Джулия была перевезена к местному аэродрому, а оттуда в Пукальпу, где её поместили в миссионерскую больницу. Здесь Ганс-Вильгельм Кёпке и нашёл свою дочь.


Благодаря показаниям Джулианны, 5 января была начата масштабная поисковая операция с привлечением множества самолётов, в том числе и американских ВВС. В тот же день с борта перуанского DC-3 место падения рейса 508 было найдено, а 6 января к нему прибыли перуанские военные. Однако к тому времени все остальные 14 человек, выжившие при падении, уже погибли. К 13 января нашли 91 тело, то есть всех погибших, из которых удалось опознать 56, включая Марию Кёпке.



Причина |


Причиной происшествия был назван преднамеренный полёт через сложные погодные условия, приведший к разрушению обоих крыльев из-за пожара, вследствие воспламенения молнией топливного бака, и сильной турбулентности[5].


Через несколько дней после катастрофы LANSA была лишена лицензии.



Культурные аспекты |



  • В 1974 году по мотивам событий был снят американо-итальянский фильм «Чудеса ещё случаются». По мнению самой Джулии Кёпке, героиня фильма выглядит слишком неуклюжей, а опасность джунглей значительно преувеличена.

  • В 2000 году немецкий режиссёр Вернер Херцог, чудом не попавший на злополучный рейс, снял документальный фильм «Крылья надежды», в котором Джулианна вновь побывала на месте авиакатастрофы и прошла прежним маршрутом, а также встретилась со своим спасителем.

  • О катастрофе рассказывается в эпизоде «Плохие погодные условия» 1-го сезона сериала «Авиакатастрофы: совершенно секретно» телеканала Discovery Channel.

  • В 2011 году сама Кёпке выпустила книгу «Als ich vom Himmel fiel : wie mir der Dschungel mein Leben zurückgab» (рус. Когда я упала с неба. Как джунгли вернули мне жизнь).



См. также |


  • Список единственных выживших в катастрофах пассажирских воздушных судов гражданских авиакомпаний и ВВС

Аналогичные катастрофы[7]


  • Катастрофа Ил-14 под Актюбинском

  • Катастрофа L-1649 под Миланом

  • Катастрофа Boeing 707 в Элктоне

  • Катастрофа Boeing 747 под Мадридом


Катастрофы LANSA


  • Катастрофа L-749 под Лимой

  • Катастрофа L-188 под Куско



Примечания |





  1. 17-Year-Old Only Survivor in Peruvian Accident (англ.). Проверено 7 февраля 2019.


  2. Lockheed L-188A Electra - Braniff International Airways (англ.). Airliners.net. Проверено 7 февраля 2019.


  3. Registration Details For OB-R-941 (LANSA - Lineas Aereas Nacionales S.A.) L-188 Electra-A (англ.). PlaneLogger. Проверено 7 февраля 2019.


  4. Transport Notes: T.W.U. Seeks Role, The New York Times (4 сентября 1970). Проверено 7 февраля 2019.


  5. 12 Crash of a Lockheed L-188A Electra near Puerto Inca: 91 killed (англ.). Bureau of Aircraft Accidents Archives. Проверено 7 февраля 2019.


  6. 123 Frederik Pleitgen. Survivor still haunted by 1971 air crash (англ.). CNN (2 July 2009). Проверено 7 февраля 2019.


  7. Related Accidents / Incidents (англ.). Federal Aviation Administration. Проверено 7 февраля 2019.




Литература |


  • Als ich vom Himmel fiel : wie mir der Dschungel mein Leben zurückgab. — München: Mlik, 2011. — ISBN ISBN 978-3-89029-389-9.


Ссылки |



  • »Warum ich?« (нем.). Süddeutsche Zeitung (25. August 2014). Проверено 7 февраля 2019.

  • ASN Aircraft accident Lockheed L-188A Electra OB-R-941 Puerto Inca (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 7 февраля 2019.

  • Чудеса еще случаются (рус.). Risk.ru (2 июля 2012).









Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...