Русские в Бразилии Содержание Формирование русской общины...
Народы БразилииРусские диаспоры по странам
русскогоправославиестароверовбаптистыпятидесятникинемцыукраинцыевреиПаранаРио-де-ЖанейроСан-ПаулулатышиэстонцыСанта-КатаринаБелой эмиграциейврангелевцыФранцииперемещенные лицаКитаяМаньчжуриюСиньцзянколлективизациисоциалистическом режимеУправления Верховного комиссара ООН по делам беженцевПаранаМату-ГросуГойясТокантинсРиу-Гранди-ду-СулСан-Паулу
Русские в Бразилии — небольшая часть русского этноса, образовавшаяся главным образом в результате нескольких волн эмиграции в эту латиноамериканскую страну в XX веке. Численность русских в Бразилии почти невозможно оценить, но скорее всего, речь идет о нескольких тысячах человек. Большинство членов русской общины исповедует православие (особенно много староверов), также есть баптисты, пятидесятники и представители иных конфессий. Бразильские староверы сохраняют многие традиции и почти не смешиваются с местным населением.
Содержание
1 Формирование русской общины
2 Расселение
3 Вклад русских переселенцев в развитие Бразилии
4 Известные русские бразильцы
5 Примечания
6 Литература
Формирование русской общины |
Началом массовой миграции из России в Бразилию считается 1909 год, а всего за 1850—1912 годы в страну прибыло по бразильским данным легально 19,5 тыс. переселенцев из империи[1]. Современники называли другие цифры. Российский посланник в Южной Америке М. Э. Прозор оценил численность переселенцев из России в Бразилии в 60 тыс. человек в отчете, опубликованном в 1905 году[2]. По мнению М. Э. Прозора, среди них было не более 250 православных русских (жили дисперсно и, как правило, были людьми образованными), остальные преимущественно немцы, поляки, украинцы и евреи[2].
Среди выходцев из Российской империи польская колония образовалась в штатах Парана и Рио-де-Жанейро, около Сан-Паулу поселились латыши, эстонцы, поляки и украинцы, немцы Поволжья, эстонцы и русские осели также в штате Санта-Катарина[3].
Вторая волна переселенцев связана с Белой эмиграцией и началась с прибытия в апреле 1921 года парохода «Рион», всего в Бразилии осело более 3 тыс. белогвардейцев (в основном врангелевцы из Франции)[4].
Третья волна пришлась на 1947—1949 годы, когда бежали бывшие советские военнопленные, белые эмигранты из Европы, перемещенные лица из СССР[4]. Также в 1952—1965 годы в Бразилию были эвакуированы русские староверы из Китая (они в своё время попали в Маньчжурию и Синьцзян, спасаясь от коллективизации из Приморья и Казахского Алтая), которые не желали жить при социалистическом режиме[5]. Эвакуация проходила при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев[6].
Расселение |
Русские староверы живут в основном в сельской местности — штаты Парана, Мату-Гросу, Гойяс и Токантинс, где занимаются выращиванием сои, фасоли, риса, хлопка и подсолнуха[7]. Переселенцы первой дореволюционной волны основали город Кампина дас Миссоэс в штате Риу-Гранди-ду-Сул, где по некоторым данным их потомки составляют 20 % населения[4]. Белая эмиграция в основном селилась в Сан-Паулу[4].
Вклад русских переселенцев в развитие Бразилии |
Русские староверы принесли в Бразилию неизвестные там сорта риса и гречихи, которые были восприняты местными фермерами[7].
Известные русские бразильцы |
Потомками выходцев из России являются следующие известные бразильцы:
Элиана — бразильская певица;
Эмерсон Фиттипальди — бразильский автогонщик, двукратный чемпион мира по автогонкам в классе машин Формула-1.
Примечания |
↑ Барышев, 2011, с. 75 — 76.
↑ 12 Путятова, 2010, с. 52.
↑ Путятова, 2010, с. 51.
↑ 1234 Барышев, 2011, с. 76.
↑ Дынникова И. Годы странствий. Русские староверы в Бразилии // Родина. — 2013. — № 10. - С. 74
↑ Дынникова И. Годы странствий. Русские староверы в Бразилии // Родина. — 2013. — № 10. - С. 77
↑ 12 Дынникова И. Годы странствий. Русские староверы в Бразилии // Родина. — 2013. — № 10. - С. 76
Литература |
- Барышев И. С. Русская диаспора в Бразилии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. — 2011. — № 1.
- Путятова Э. Г. Русские эмигранты в Бразилии // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010. — № 7.