Robert Stephenson and Company Содержание История | Галерея | Литература...


Компании по алфавитуКомпании, основанные в 1823 годуКомпании, упразднённые в 1960 годуПроизводители локомотивов ВеликобританииНе существующие ныне компании ВеликобританииНьюкасл-апон-ТайнДарлингтон


паровозостроительнаялокомотивостроительнаяРоберта СтефенсонаДжорджа СтефенсонаСтоктонеАнглияСтоктон — Дарлингтонской железной дорогиконной тягиЭдвард ПизНьюкасларельсыРобертуЭдинбургский университетангл.1825 года1826 годудвижущими осями0-3-0КолумбиюЛиверпуль — Манчестерской железной дорогиФранцииСент-Этьен — Лион1832 годуводотрубного паровозного котлаСШАБалтимор и Огайо1829 годуРейнхильским состязаниямпарообразованиякотлежаровой трубыЛанкаширский колдунвписывался в кривыежаротрубного котлаРичард Тревитикрейнхильских «паровозных скачках»Ракета1929 году1830 годаЛиверпуль — Манчестерской железной дороге1836 годуРоссийской империи1837 годаПроворныйЦарскосельской железной дорогеВаршаво-Венской железной дорогиООО1902 году2-2-01-3-01-4-0индийских1905 году1-5-0Первой мировой войныВоенного министерства Великобритании1937 годуТайнсайде1938 годуВторой мировой войнетанк-паровозы0-2-00-3-01943 годуAusterity 0-6-0ST1830 годуРоберта Стефенсонажелезной дороги Ливерпуль — Манчестер1945 году1-4-0ленд-лизу1958 годубестопочных паровозов1959 году1960 годуЛанкаширский колдунРакетаПланетаДжон БуллПроворныйAusterity 0-6-0ST







































Robert Stephenson and Company
Тип
акционерное общество
Основание
1823
Упразднена
1960
Основатели
Джордж Стефенсон, Роберт Стефенсон и Эдвард Пиз[d]
Расположение
Великобритания Великобритания: Ньюкасл-апон-Тайн, позже Дарлингтон
Ключевые фигуры
Джордж Стефенсон,
Роберт Стефенсон,
Эдвард Пиз
Отрасль
Машиностроение
Продукция
Локомотивы
Commons-logo.svg Robert Stephenson and Company на Викискладе

Robert Stephenson and Company (в русской литературе часто Завод Стефенсона, иногда Ньюкаслский завод) — первая в мире паровозостроительная (локомотивостроительная) компания, основанная в 1823 году. Получила имя в честь первого директора — Роберта Стефенсона (сын Джорджа Стефенсона)




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Основание


    • 1.2 Первые локомотивы


    • 1.3 Рейнхильские состязания


    • 1.4 Дальнейшее развитие


    • 1.5 Двадцатый век


    • 1.6 Слияние и закрытие




  • 2 Галерея


  • 3 Литература





История |



Основание |





Джордж Стефенсон (1781—1848)


23 мая 1822 году в Стоктоне (Англия) было начато строительство Стоктон — Дарлингтонской железной дороги. Изначально на ней планировалось применение конной тяги, но уже известный к тому времени паровозостроитель Джордж Стефенсон убеждает ряд учредителей дороги (первым был Эдвард Пиз) в рациональности применения локомотивов. Поэтому в 1823 году выходит парламентский акт, назначающий Стефенсона главным инженером строительства, но что ещё важнее, было официально принято решение о перевозке товаров и пассажиров силой пара. Однако было очевидно, что обычные железнодорожные мастерские для массового строительства паровозов попросту не годятся, что привело Джорджа Стефенсона к решению о создании первого в истории локомотивостроительного завода.




Здание компании в Ньюкасле


На строительство завода Эдвард Пиз и Томас Ричардсон вносят по 500 франков, а Джордж Стефенсон — 1000 франков (премия за изобретение безопасной рудничной лампы). На эти деньги в августе 1823 года на окраине Ньюкасла на Форт-стрит был приобретён участок, на котором началось сооружение каменного здания. Руководил постройкой Джеймс Кеннеди. Также в создании завода помогал и Майкл Лонгридж — владелец Бенлингтонского металлургического завода[en] (данный завод поставлял рельсы для Стоктон — Дарлингтонской дороги).



Первые локомотивы |


В 1824 году завод получает свой первый заказ на постройку первых трёх паровозов для дороги. Так как 42-летний Джордж Стефенсон был занят строительством дороги, то ему некогда было заниматься заводом. Поэтому руководство новым предприятием он доверяет своему 20-летнему сыну — Роберту, который только что закончил Эдинбургский университет. Роберт Стефенсон начинает наём рабочих, заказывает необходимое оборудование и наконец налаживает производство. Строительство паровозов велось по проектам Джорджа Стефенсона, а в производстве активное участие принимал уже упоминавшийся Джеймс Кеннеди. Первенцем завода стал паровоз «Активный» (англ. Active), позже переименованный в «Движение» (Locomotion). Также заводом строятся паровозы «Надежда» (Hope), «Усердие» (Diligence) и «Чёрный алмаз» (Black Diamond). 27 сентября 1825 года паровоз Locomotion открыл движение на железной дороге Стоктон — Дарлингтон.


В 1826 году на заводе строится «Опыт» (Experiment) — первый в мире паровоз с тремя движущими осями (тип 0-3-0), что позволило сделать паровоз более мощным, чем предыдущие.



Рейнхильские состязания |





Роберт Стефенсон (1803—1859)


Вскоре после открытия Стонктон — Дарлингтонской дороги Роберт Стефенсон отправился в Колумбию, где занимался разработкой серебряных копий. Однако в 1827 году его вызывает обратно в Англию его отец. К тому времени вовсю шло строительство будущей Ливерпуль — Манчестерской железной дороги, которое занимало всё внимание Джорджа Стефенсона. В результате паровозостроительный завод практически пришёл в упадок и уже не приносил прибыли. За время отсутствия Роберта, завод выпустил лишь три паровоза для Стоктон — Дарлингтонской железной дороги, несколько паровозов для строительства дороги Ливерпуль — Манчестер, да считанные экземпляры для прочих заказчиков. Эдвард Пиз также не был заинтересован в дальнейшей работе с предприятием и предложил Стефенсону выкупить у него пай. Однако тот отказывается из-за отсутствия нужной суммы. Вернувшийся в 1828 году Роберт начинает практически возрождать завод заново. Заказывается новое оборудование, нанимаются профессиональные рабочие, а также изменяется конструкция строившихся паровозов. Строятся 2 паровоза для первой железной дороги Франции — Сент-Этьен — Лион (движение открылось в 1832 году), на которых впервые предпринимается попытка применения водотрубного паровозного котла (как позже выяснится — неудачная). Также строится паровоз «Америка» (America) для первой общественной железной дороги США — Балтимор и Огайо, который начал совершать первые регулярные рейсы на американском континенте (хотя и не был первым американским паровозом).




Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер


Тем временем, в 1829 году шла подготовка к будущим Рейнхильским состязаниям, в ходе которой от участников требовалось создание паровозов принципиально новой конструкции. Прежде всего требовалось значительное повышение парообразования в котле, то есть его производительности. Применявшиеся паровозные котлы копировали котлы станционных установок и для паровозов уже не подходили. Попытки применения длинной жаровой трубы, как ранее на паровозе «Ланкаширский колдун» (Lancashire witch), показали неправильность этого решения, так как паровоз получился излишне тяжёлым и плохо вписывался в кривые. От идеи применения водотрубного котла (см. выше) также отказались. Тогда Генри Бутс, секретарь Ливерпуль-Манчестерской компании, предлагает отцу и сыну Стефенсонам идею о применению на паровозе жаротрубного котла, которую выдвигал ещё Ричард Тревитик в 1815 году. Под руководством Роберта Стефенсона на заводе начинаются эксперименты с котлами и к 1 октября 1829 года на рейнхильских «паровозных скачках» от завода был представлен паровоз «Ракета» (Rocket), который с блеском выиграл состязание и стал самым известным паровозом. Позже, в 1929 году, в честь 100-летия события, на заводе Стефенсона построят точную копию паровоза. 15 сентября 1830 года построенный на заводе Стефенона паровоз «Нортумбриец» (Northumbrian) в торжественной обстановке открыл движение по Ливерпуль — Манчестерской железной дороге — первой в мире железнодорожной магистрали.



Дальнейшее развитие |


В 1836 году завод строит несколько паровозов для Российской империи. 30 октября (11 ноября) 1837 года один из них, паровоз «Проворный», открыл движение на Царскосельской железной дороге — первой русской общественной железной дороге. Позже завод поставлял паровозы и для первой русской железнодорожной магистрали — Варшаво-Венской железной дороги.



Двадцатый век |


Несмотря на большую конкуренцию, компания продолжала выпускать локомотивы, в том числе и на экспорт. К 1899 году она выпустила уже около трёх тысяч локомотивов. Создаётся ООО Robert Stephenson and Company Limited, а производство переносится в Дарлингтон. Первый локомотив в новых цехах был построен в 1902 году. На экспорт в основном компания строила паровозы типа 2-2-0 для американских железных дорог и типов 1-3-0 и 1-4-0 для индийских. В 1905 году для Argentine Great Western Railway строятся паровозы типа 1-5-0 — впервые на английских предприятиях.


Во время Первой мировой войны на заводах компании изготавливались преимущественно боеприпасы. Однако в период с 1917 по 1920 год была выпущена большая партия локомотивов для Военного министерства Великобритании с целью использования их в континентальной Европе. В послевоенное время выпуск локомотивов по разным причинам значительно снизился.



Слияние и закрытие |


В 1937 году компания слилась с локомотиво- и судостроительной компанией Hawthorn Leslie and Company, что располагалось в Тайнсайде. Единое предприятие стало называться Robert Stephenson and Hawthorns. Судостроение по прежнему велось в Тайнсайде, а локомотивостроение — в Дарлингтоне. В 1938 году корпорация купила компании Kitson and Company и Manning Wardle.


Во Второй мировой войне заводы выпускают танк-паровозы типов 0-2-0 и 0-3-0. В 1943 году была выпущена партия паровозов Austerity 0-6-0ST. В том же году приобретается завод Vulcan Foundry (завод был основан в 1830 году под руководством Роберта Стефенсона и поставлял рельсы для железной дороги Ливерпуль — Манчестер), на мощностях которого в 1945 году начинается выпуск паровозов Liberation Class типа 1-4-0. Основная продукция в это время шла на экспорт по ленд-лизу, однако некоторое количество было поставлено и британским железным дорогам.


Последними паровозами для компании стали танк-паровозы типа 0-3-0, выпущенные в 1958 году, и 6 бестопочных паровозов, выпущенных в 1959 году. В 1960 году предприятие было закрыто. Отреставрированные здания сохранены и по настоящее время.



Галерея |




Литература |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}




  • Забаринский П. Стефенсон (серия «Жизнь замечательных людей»). — Москва: Журнально-газетное объединение, 1937.



Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...