Пневматическая почта Содержание История и почтовое...
АварийнаяВерблюжьяВоеннаяВоздушнаяАвиапочтаГолубинаяДирижабельнаяГородскаяГСПГостиничнаяЗа границейКорабельнаяМестнаяПешаяПневматическаяПодводнаяПолеваяХарцерскаяПолярнаяРакетнаяСанная на собакахСлужебнаяСпешнаяТрещоточнаяЧастнаяЭлектроннаяГенеральный почтмейстерПочтальонПочт-директорПочтмейстерАнгарионАнгарАнгарияВиселицаВсемирная почтовая конвенцияВсемирный почтовый союзДилижансДистанционный столбДомарочный периодИстория почты по странамПакетботПисьмо крестомПочта инковПочта Турн-и-ТаксисПочтовая войнаПочтовая миляПочтовая регалияПочтовый голубьПочтовый рожокЧёрный кабинетЗемская почтаПочтовая станцияПочтовые тарифы России и СССРПочтовый трактРусская почта за границейв Болгариив Китаена Критев Монголиив Османской империиШтемпельный конвертЯмская гоньбаЯмЯмская повинностьЯмская слободаЯмской приказЯмщикЯрославская почтаВсемирный день почтыДень почтовой маркиДень российской почтыНеделя письма
Трубопроводный транспортВиды почты
греч.транспортавоздухаконтейнерытрубопроводовдокументыпневмотранспортапневматикиГероном АлександрийскиминженерпочтовойфранцузскимфизикомДени Папеномписемпневматических машиннасосовЛондоне1853 годуПарижеВенеБерлинеЛондонскую фондовую биржутелеграфмГерманииГенриха фон СтефанапочтмейстераГерманской империи1884 годупосылок1900 годуШарлоттенбургнем.Шёнебергчугунныхдиаметромммкмцилиндрическихалюминиевойсмпаровые машинысосудахкранпоршеньгерметическителеграфнымтелеграмм1898 годуоткрыткипочтовыми отделениями1913 годупочтовых отправленийштемпелямиXXФиладельфииЛиверпулеБирмингемеМанчестереДублинеГлазгоСоветском СоюзепочтамтахМосквыЛенинградателефоннойтелетайпнойГамбургеПраге1887 году2002 годаЧешскаятелекоммуникационнаячеш.банкахбиблиотекахрентгеновскихсупермаркетахбанковсортировочных станцияхжелезной дорогивагоновСССР1959 годуЛенинградИталиипочтовые маркиФранцииАвстрииЧехословакииАргентинеАлжирецельные вещиконвертыпочтовые карточкисекреткиярлыкиколлекционированияфилателистического
Пневматическая почта, пневмопо́чта (от греч. πνευματικός — воздушный)[1], или подземная почта[2], — вид транспорта, система перемещения штучных грузов под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы.
Содержание
1 История и почтовое использование
2 «Непочтовое» применение
3 Пневматическая почта и филателия
4 Интересные факты
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Является разновидностью пневмотранспорта[3].
История и почтовое использование |
Основные принципы пневматики были изложены Героном Александрийским. Этот великий инженер в первом столетии в своем трактате «Пневматика»[4] описал принципы и составляющие компоненты, которые до сих пор лежат в основе пневмотранспорта.
Пневматическая почта как средство почтовой связи была предложена в 1667 году французским физиком Дени Папеном[5].
К середине XIX века пневмопочта стала применяться в некоторых больших городах для рассылки писем из одной части города в другую по подземным трубам при посредстве пневматических машин (воздушных насосов)[6]. Устроена она была впервые в Лондоне в 1853 году[3], затем в Париже, Вене и Берлине (1876)[6]. В Лондоне первая линия соединяла Лондонскую фондовую биржу и Главный телеграф[5] и имела протяжённость трубопроводов 100 м[3]. При этом трубы были расположены звездообразно, так что различные станции находились в непосредственном сообщении только с центральной главной станцией. В Париже и Вене трубы были расположены кругообразно, чем достигалась возможность прямого сообщения между многими отдельными станциями[6].
Дальнейшее своё развитие пневматическая почта получила в Германии благодаря инициативам Генриха фон Стефана, генерального почтмейстера Германской империи[7]. В Берлине первоначально была устроена, как более дешёвая, кругообразная сеть, но затем постепенно к 1884 году она была преобразована в звездообразную, позволяющую осуществлять передачу с более высокой скоростью посылок. К 1900 году в Берлине, включая сюда и предместья Шарлоттенбург, Риксдорф (нем. Rixdorf) и Шёнеберг, общая длина чугунных труб (внутренним диаметром 65 мм, внешним 74 мм), закопанных на глубине 1,25 м, составляла уже более 118 км. Сеть эта соединяла 53 станции. Через каждые четверть часа с 7 часов утра до 10 часов вечера по трубам между станциями ежедневно пересылалось от 5 до 10 цилиндрических капсул с письмами. Длина каждой такой алюминиевой капсулы была 15 см. Капсулы были закрыты только с одной стороны. После того как посылка была вложена в капсулу, на неё надевался кожаный чехол 11 см длины.
Движение капсул по трубам совершалось посредством или сжатого, или разрежённого воздуха. В восьми местах города находились паровые машины, приводившие в действие насосы, посредством которых нагнетался или разрежался воздух в железных больших сосудах. Сосуды эти находились в сообщении с трубами. Для приведения в движение вложенных в трубу капсул достаточно было повернуть кран. Так как капсулы не вплотную занимали соответствующее им место трубы, то в трубу за ними вкладывался ещё особый поршень, состоявший из деревянного цилиндра (11 см длины), покрытого кожей и снабженного на одном конце кожаным кольцом. Кольцо это плотно прилегало к стенкам трубы и герметически её закрывало. Таким образом была обеспечена защита от уменьшения движущей силы воздуха. Для предохранения капсулы от сильного удара, при достижении ею приёмной станции, навстречу ей впускался противодействующий ток воздуха, который заставлял её подойти к месту назначения со скоростью, значительно замедленной. Прибытие очередной посылки сигнализировалось телеграфным сигналом.
Пневматической почтой пользовались преимущественно для рассылки полученных главной телеграфной станцией телеграмм. В 1898 году число посылок в Берлине было
К началу XX столетия пневматическая почта была введена также в Филадельфии, Ливерпуле, Бирмингеме, Манчестере, Дублине, Глазго и некоторых других больших городах[6]. В Советском Союзе пневматическая почта была распространена на почтамтах Москвы, Ленинграда и других крупных городов[8], а также в редакциях крупных газет (по свидетельству Е. Трегубовой, в редакции «Известия» она существовала ещё в конце 1990-х гг.[9]).
По мере развития телефонной и телетайпной сети значение пневмопочты стало уменьшаться. Одними из последних работавших пневмопочт были общедоступные городские системы в Париже, Лондоне и Гамбурге[5].
Пневматическая почта в Праге является, по-видимому, последней действующей системой городской почты подобного рода. Она впервые появилась в 1887 году (пятой в мире) и действовала вплоть до наводнения 2002 года. Чешская телекоммуникационная компания чеш. Telefónica O2 занимается её восстановлением[10].
«Непочтовое» применение |
Пневматическая почта используется в организациях, имеющих необходимость в пересылке документов, например, в банках, библиотеках и других учреждениях, историй болезней и лекарств в лечебных учреждениях, а также деталей, инструментов и проб (например, горячего металла) на промышленных предприятиях (в заводских экспресс-лабораториях) и т. д.[3]
Пневмопочту используют в отделах по контролю качества, на складах, для передачи анализов и рентгеновских снимков в больницах, наличных денег в супермаркетах и кассах банков, документов на сортировочных станциях железной дороги.
Системы пневмопочты позволяют:
- обеспечить надежность и безопасность пересылки платёжных документов (и, при необходимости, денег);
- оптимизировать работу сотрудников за счёт более оперативной пересылки документов;
- обеспечить современный уровень обслуживания клиентов;
- создать более комфортные условия при обслуживании клиентов;
- улучшить условия работы персонала.
Пневмопочта актуальна на промышленных предприятиях со сложным производством, многочисленными структурными подразделениями и производственными цехами. Широкое распространение получила также передача по пневмопочте документов на сортировочных железнодорожных станциях, что изменило технологию формирования грузовых поездов и значительно сократило простой вагонов. В СССР впервые система пневмопочты для пересылки документов на сортировочной станции была введена в эксплуатацию в 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский[11].
В настоящее время в России работающую современную систему пневмопочты можно встретить в большинстве филиалов Сбербанка России, а также в крупных офисах коммерческих и государственных банков. Практически во всех новых (или вновь открываемых) филиалах Сбербанка (строящихся по новым стандартам переформатирования) система пневмопочты изначально закладывается в проект, так как применение данной системы регламентировано производственной системой Сбербанка (ПСС). Пневмопочту используют для инкассации в больших супермаркетах, таких как «Карусель», «METRO C&C» и «IKEA» по нескольким причинам: ускорение процедуры инкассации, по соображениям безопасности, а также с целью ускорения выдачи размена на кассы. В крупных медицинских центрах пневмопочта обеспечивает существенное увеличение скорости передачи анализов в лабораторию, а также выдачу медицинских препаратов и документов, снижая потребности в непроизводительном труде медицинских работников. На многих металлургических и других промышленных предприятиях пневмопочта позволяет осуществлять оперативный контроль качества на участках добычи сырья и производства продукции.
Пневматическая почта и филателия |
Для оплаты услуг пневмопочты в Италии издавались специальные почтовые марки, а во Франции, Германии, Австрии, Чехословакии, Аргентине, Алжире и других странах — разнообразные цельные вещи (конверты, почтовые карточки, секретки). В практике пневматической почты также широко применялись соответствующие штемпели, ярлыки и т. д.[5] Все они являются предметом коллекционирования и филателистического изучения.
Интересные факты |
- В XIX веке всерьёз задумывались об устройстве пневматической почты, при помощи которой письма из Лондона могли бы получать в Париже через 1½ часа. Эта идея принадлежала французскому инженеру по имени Жан-Батист Берлье (фр. Jean-Baptiste Berlier), которому также впервые пришла мысль устройства пневматической выгребки нечистот. С 1 марта 1882 года пневматическая система вывоза нечистот применялась в двух округах Парижа и дала великолепные результаты[12].
- Самолёт АНТ-20 «Максим Горький» был оснащён пневмопочтой[13].
- В августе 2009 года по 1200-километровому подводному газопроводу компании Gassco было отправлено письмо из Норвегии в Великобританию. Шло оно пять дней. Письмо было упаковано в специальный герметичный контейнер. Отправителем был мэр норвежского города Аукра (норв. Aukra) Бернард Риксфьорд, пригласивший в гости своего коллегу Стюарта Хейвуда, мэра конечной точки газопровода — английского поселения Исингтона (англ. Isington)[14].
- В мультсериале «Футурама» на Земле в 3000 году активно используется пневмопочта для транспортировки людей.
- Пневмолифт, разновидность лифта на компрессорной тяге, используемой вместо тросов[15].
- Пневмопочта является ярким атрибутом стимпанка наряду с паровым двигателем, печатной машинкой, дирижаблем и телеграфом[16].
См. также |
- Пневматика
- Hyperloop
- Пневматические транспортирующие установки
- en:London Pneumatic Despatch Company
- en:Prague pneumatic post
- de:Kategorie:Rohrpost
Примечания |
↑ В старой русской литературе для обозначения пневматической почты использовался термин воздушная почта, имеющий в настоящее время другое значение; см.: Н. Г. Воздушная почта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Подземная почта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Проверено 7 июня 2010)
↑ 1234 Пневматическая почта — статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 4 октября 2012)
↑ The Pneumatics of Hero of Alexandria; From the Original Greek Translated for and Edited by Bennet Woodcroft Professor of Machinery in University College, London. — London: Taylor Walton and Maberly, 1851. (англ.) (Проверено 30 января 2010)
↑ 1234 Почта пневматическая // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
(Проверено 7 июня 2010)
↑ 12345 Грушке Н. Ф. Воздушная почта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Стефан, Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 12 Пневматическая почта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.
↑ Е. Трегубова, Байки кремлёвского диггера
↑ Prague's pneumatic post (англ.). About us. Current causes. Telefónica O2 Czech Republic, a. s. Проверено 7 июня 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ Пневматическая почта: вчера, сегодня, завтра… | Аналитика — 3DNews — Daily Digital Digest
↑ Берлие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Андреев И. На стыке двух эпох // Моделист-конструктор. — 1972. — № 9. (Проверено 30 января 2010)
↑ Письмо с запахом газа // Собеседник (Харьков). — 2009. — № 15. — 10 сентября. — С. 13.
↑ Home Elevator — Residential Elevator (англ.). Daytona Elevator. Проверено 29 марта 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
↑ Попов М., Невский Б. Очарованные паром. Многоликий стимпанк // Мир фантастики. — 2006. — № 3 (31). — С. 84. (Проверено 29 марта 2010)
Литература |
Strauss J. Vienna’s Pneumatic Tube Post // Stamps (Hornell). — 1989. — Vol. 226. — Iss. 1. — P. 1. — Jan. 7.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Портал «Филателия» | |
пневматический в Викисловаре | |
Пневматическая почта на Викискладе |
- Новосёлов В. А. Глава 11. Почты разные нужны, марки разные важны. Пневматическая почта (неопр.). Знакомство с филателией: Мир филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (30 октября 2008). — Электронная книга. Проверено 23 марта 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Пневматическая почта // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Демонстрационные фильмы (неопр.). Пневмопочта. Эффективные системы управления временем и пространством; Строительная компания «Альп». Проверено 8 июня 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Применение в медицине. Фильм (неопр.). Пневмопочта в различных отраслях. Подробное описание сфер применения; ПортоПронто.
- Pneumatic City Mail (англ.). Buispost.eu. — Нидерландский сайт со множеством фотографий (старых) устройств пневмопочты. Проверено 8 июня 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
Pneumatic Tubes in Stolen Kisses (Система подземной пневмопочты в Париже (фрагмент фильма «Украденные поцелуи»)) на YouTube
- Pneumatic Networks.