Товмасян, Андрей Егиазарович Примечания | Ссылки |...
Родившиеся 1 декабряРодившиеся в 1942 годуПерсоналии по алфавитуРодившиеся в КировеУмершие 31 декабряУмершие в 2014 годуУмершие в МосквеМузыканты по алфавитуКомпозиторы по алфавитуКомпозиторы СССРКомпозиторы РоссииКомпозиторы XXI векаТрубачи по алфавитуТрубачи СССРТрубачи XXI векаДжазмены СССРДжазовые трубачи России
1 декабря194231 декабря2014геноцидаПушкинской площадиМосквеАлексеем КозловымАрно БабаджаняномДон ЭллисАлексей БаташевГерман ЛукьяновОлег Степурко
Андрей Товмасян | |
---|---|
Основная информация | |
Полное имя | Андрей Егиазарович Товмасян |
Дата рождения | 1 декабря 1942(1942-12-01) |
Место рождения | Киров, СССР |
Дата смерти | 31 декабря 2014(2014-12-31) (72 года) |
Место смерти |
|
Страна | СССР → Россия |
Профессии | композитор, трубач |
Инструменты | труба |
Жанры | джаз, свинг, бибоп |
Коллективы | секстет Вадима Сакуна, квинтет Бориса Фрумкина, Оркестр Олега Лундстрема |
Андре́й Егиаза́рович Товмася́н (1 декабря 1942[1] — 31 декабря 2014) — советский джазовый трубач, основная фигура в джазе СССР в 60-е. Был сторонником традиционного американского джаза. В игре Товмасяна ассимилировалась манера американских трубачей Клиффорда Брауна и Ли Моргана[2].
Мать — Степанова Елизавета Михайловна. Отец — Товмасян Егиазар Абрамович, родом из Вана, бежал в 1915 году из Турции во время геноцида. Одно время работал директором магазина «Армения» на углу Пушкинской площади, в Москве[3].
Андрей Товмасян, со своей композицией «Господин Великий Новгород», занял первые места, как трубач, как импровизатор и как композитор, на фестивале «Джаз-62». Участник фестиваля «Jazz Jamboree 62», в составе с Вадимом Сакуном, Николаем Громиным, Алексеем Козловым, Игорем Берукштисом, Валерием Булановым, Анатолием Кащеевым и сопровождающими членами делегации: Арно Бабаджаняном, Ниной Завадской, Александром Медведевым и Пашей Пластилиным[4]
«Товмасян, пожалуй, один из лучших трубачей Европы». Дон Эллис[3]
«Андрей Товмасян — один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чём не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого. Когда в начале 60-х годов звезда Товмасяна стремительно всходила на нашем чёрном джазовом небе. Ему не было двадцати и он был необыкновенно талантлив.
Андрей стал сенсацией фестивалей в Тарту, Ленинграде и Москве. Он был в первой советской горстке джаза, робко вывезенной в Варшаву (заграница!), и тут же олицетворил собою пробившееся сквозь сталинский асфальт новое поколение. Его „Господин Великий Новгород“ с колокольными звонами в начале и в конце стал козырем в защите джаза, слава этой действительно живописной вещи, может быть, даже заслонила самого автора. Так бывает.
Андрей сочинял и другие пьесы. Но главное — чистейший фирменный американский джаз бил из его трубы фонтаном, и непонятно было, откуда что берется. Мы ещё не могли себе представить, что где-то за пределами Америки может родиться джазовая личность, равновеликая тамошним корифеям, единственно населявшим наш джазовый пантеон».
Алексей Баташев[4]
В игре Товмасяна ассимилировалась манера американских трубачей Клиффорда Брауна и Ли Моргана. Он блестяще владел фразировкой офф-бит, и джазовыми приемами (такими, как штрих «тал-л-да», «проглоченные звуки», «тейч-штрих», «взлеты» по натуральному звукоряду и т. д.). Товмасян как бы «разговаривал» на трубе. Кроме того, его феноменальное гармоническое и мелодическое мышление приводило в восхищение поклонников джаза.
Вся Москва как бы раскололась на два лагеря сторонников американского, традиционного джаза, знаменем которых был Товмасян, и поклонников новаций и экспериментов отечественного джаза, во главе которых стоял Герман Лукьянов. На бирже спор сторонников Товмасяна и Лукьянова достиг такого ажиотажа, что однажды между ними возникла драка. Сейчас трудно представить такой накал страстей вокруг джаза. Олег Степурко
Помимо музыки, А. Е. Товмасян занимался поэзией[5] и прозой. Написал автобиографический очерк «Воспоминания»[6].
Дискография |
- Господин Великий Новгород (2007).
- Фестивальные альбомы:[7]
- Джаз-66 (квинтет Бориса Фрумкина), Джаз-67, Джаз-68, Джаз-84.
- Остальные записи находятся в частных коллекциях.
Многие идеи Товмасяна заложены в книгах Олега Степурко:
- Трубач в джазе. — М., 1989.
- Блюз, Джаз, Рок — универсальный метод импровизации. — М., 1995.
Примечания |
↑ П О Л Н Ы Й Д Ж А З # 14 Андрей Товмасян. Воспоминания
↑ Андрей Товмасян | Личности | Новости | TrumpetClub.Ru — трубить по-русски
↑ 12 П О Л Н Ы Й Д Ж А З # 15 Андрей Товмасян. Воспоминания (2)
↑ 12 Журнал Анив — «Воспоминания» — Андрей Товмасян
↑ Журнальный зал | Арион, 1997 N3 | Андрей Товмасян — «Остались лишь рифмы…»
↑ П О Л Н Ы Й Д Ж А З — спецпроект: Андрей Товмасян. Воспоминания
↑ Музыка KM.RU — Энциклопедия музыки — ТОВМОСЯН АНДРЕЙ
Ссылки |
- Джазовый портал «Андрей Товмасян»