Профессорский институт Примечания | Литература |...


Образование в Российской империиИмператорский Дерптский университетВыпускники Профессорского института


Дерптском университетеРоссийской империиновых университетовПетербургском педагогическом институтеНиколая IДерптБерлинПарижПопечителям учебных округов1828 годаПетербургского университетаВ. ЛапшинС. КуторгаМ. КуторгаП. КалмыковП. ШкляревскийА. ЧивилевМосковского университетаИ. ШиховскийП. Корнух-ТроцкийГ. СокольскийН. ПироговКазанского университетаН. СкандовскийД. КрюковВиленского университетаИ. ИвановскийА. МухлинскийХарьковского университетаП. КотельниковФ. ИноземцевА. ФиломафитскийП. РедкинМ. ЛунинВ. М. ПеревощиковМинистерством народного просвещенияИ. Ф. МойерМ. Ф. БартельсВ. Я. СтрувеК. Ф. ЛедебурФ. КрузеК. А. ЛивенИ. ВарвинскийИ. ГорловП. ПетровА. СавичЕ. Саблер




Профессорский институт — организационная структура при Дерптском университете, предназначенная для подготовки преподавателей высшей школы.


В начале XIX века одной из главных задач системы образования в Российской империи, в связи с открытием новых университетов, стало создание отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы. Одной из форм подготовки была практика командировок выпускников университетов «с ученой целью на два года за границу»; будущие отечественные профессора перенимали методы и приёмы преподавания, по возвращению в Россию подвергались строгим экзаменам для допуска к чтению лекций.


Острая потребность в кадрах привела к необходимости подготовки, в открытом в 1804 году Петербургском педагогическом институте, не только преподавателей гимназий, но и профессоров. Для студентов университетов при них были открыты трёхгодичные педагогические институты.


В конце 1820-х годов стала применяться практика подготовки молодых профессоров в специально отобранных для этой цели университетах. Важным событием стало открытие при Дерптском университете по распоряжению императора Николая I Профессорского института: «…Лучших студентов человек двадцать послать на два года в Дерпт, а потом в Берлин или Париж, и не одних, а с надежным начальником на два года; все сие исполнить немедля». Попечителям учебных округов было предложено избрать «отличнейших студентов», причем «при выборе обращать особое внимание на нравственные свойства и поведение избираемых».


В феврале 1828 года началось формирование первой группы студентов Профессорского института. Из Петербургского университета были отобраны: В. Лапшин (чистая математика), С. Куторга (зоология), М. Куторга (история), П. Калмыков, П. Шкляревский (латинская и греческая словесность), А. Чивилев (политическая экономия). Из Московского университета: И. Шиховский (ботаника), П. Корнух-Троцкий (физиология), Г. Сокольский (патология и терапия), Н. Пирогов (повивальное искусство и хирургия), Шуманский (история)[1]. Из Казанского университета: Н. Скандовский (терапия, клиника и патология), Д. Крюков (латинская и греческая словесность). Из Виленского университета: Валицкий (латинская и греческая словесность), И. Ивановский (политическая экономия), А. Мухлинский (восточные языки). Из Харьковского университета: П. Котельников (математика и астрономия), Ф. Иноземцев (хирургия и анатомия), А. Филомафитский (физиология и анатомия), Шрамков (анатомия и фармакология). В 1829 году вместо Шуманского стал учиться П. Редкин, а вместо Шкляревского — М. Лунин. Директором был назначен В. М. Перевощиков.


При поступлении с будущих профессоров была взята подписка, что они обязуются после окончания института после занятия профессорской кафедры служить не менее 12 лет[2].


За студентами закреплялись профессора-руководители, которые должны были нацеливать их на самостоятельную работу. Поэтому лекции перестали быть основным методом обучения; важное значение придавалось самостоятельному конспектированию и рецензированию книг, написанию статей и рефератов. Министерством народного просвещения было рекомендовано составлять для каждого студента индивидуальные планы. Среди преподавателей института были: И. Ф. Мойер, М. Ф. Бартельс, В. Я. Струве, К. Ф. Ледебур, Ф. Крузе и др.


Первоначально, основной проблемой в обучении стали слабые знания немецкого языка у некоторых студентов, особенно, прибывших из Харьковского университета, поскольку они появились в Дерпте только в конце семестра. По итогам первого года обучения К. А. Ливен докладывал: «Можно надеяться, что из 18 студентов Профессорского института восемь человек: Пирогов, Иноземцев, Калмыков, Шкляревский, М. Куторга, Шрамков, Ивановский и Крюков будут отличными профессорами; четверо: Ст. Куторга, Котельников, Лапшин, Валицкий — хорошими; четверо: Филомафитский, Шиховский, Корнух-Троцкий, Чивилев — посредственными. Скандовский, может быть, станет человеком со сведениями, но не профессором, о Сокольском ничего определенного сказать нельзя». В последний год обучения студенты помимо сдачи экзаменов, прочитывали пробные лекции перед членами комиссии, по итогам которых директор отмечал: «Решительную способность сделаться университетскими преподавателями подают Шиховский, Корнух-Троцкий, Пирогов, Лапшин, Котельников, Иноземцев, Ивановский, Валицкий, Чивилев, Лунин, оба Куторги. Скадовский … принадлежит к сему перечню». После 4,5 лет обучения 16 студентам были присвоены учёные степени: магистра философии — М. Куторга, В. Лапшин, А. Чивилев; доктора философии — М. Лунин, Д. Крюков, А. Валицкий, П. Котельников, П. Корнух-Троцкий, И. Шиховский; доктора медицины — Ф. Иноземцев, С. Куторга, Н. Пирогов, Н. Скандовский, Г. Сокольский, А. Филомафитский; доктора права — И. Ивановский.


Все действовавшие в то время университеты получили в лице выпускников Профессорского института молодых преподавателей, составивших серьёзную конкуренцию иностранным профессорам.


В 1833 году был проведён второй набор студентов, из которого вышли ещё несколько педагогов высшей школы: И. Варвинский, И. Горлов, П. Петров, А. Савич, Е. Саблер.



Примечания |





  1. Н. И. Пирогов называет ещё Коноплева (по восточным языкам), который однако из Москвы доехал только до Петербурга и, видимо, не прошёл дальнейшего отбора в институт.


  2. Некоторые кандидаты не соглашались по этой причине учиться; так, Александр Никитенко писал: «Соблазн усовершенствоваться в Германии, конечно, велик, но я предпочитаю свободно располагать своей будущностью в России. Также среди отказавшихся был Фёдор Морошкин.




Литература |




  • Карнаух Н. В. Выпускники Профессорского института, их учителя и ученики: механизмы преемственности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — Вып. № 121. — 2010.


  • Карнаух Н. В. Профессорский институт в истории профессиональной педагогик России первой половины XIX века // «Педагогическое образование и наука». — № 4. — 2010. — C. 87—91.


  • Карнаух Н. В. Из истории подготовки преподавателей высшей школы России в Дерптском Профессорском институте // История и философия развития регионов, стран, народов мира: сборник материалов… — Киров: МЦНИП, 2013. — 111 с. — ISBN 978-5-906223-34-0.




Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...