Успенская церковь (Царицын) Содержание История |...


Культовые сооружения по алфавитуПоявились в 1718 годуРусская архитектура XVIII векаПравославные храмы ВолгоградаУтраченные храмы РоссииХрамы Успения БогородицыУтраченные храмы ВолгоградаЦеркви, построенные в XVIII веке


1932 годухрамВолгоградацентральной набережнойЦарицына1918 годамитрополитаАстраханскогоСавватияострогеХользуновуосвященоприходаЗолотой ОрдыСарай-БеркеФедота БогомоловаПетра IIIпротоиерейблагочинныйкалмыцкого народаГородищеприделаЗнамения Божией МатериРождества БогородицытрапезнойАрмянскийпатриархГеворг IVмощейНиколая УгодникакраеведАлександр МинхимператорАлександр IIВолгеМария АлександровнаЦерковно-приходская школараскольникаНовоникольскогоВерхняя ЕльшанкаАлександра НевскогочасовнясвятогоБлаговерногокнязясвященникадиаконпсаломщикаобеднюИоанн КронштадтскийАлександро-Невскому собору«красного террора»Министерства народного просвещенияпродольно-осевую композициюапсидачетвериктрапезнаяколокольнякандидат исторических наук




























































Православная церковь
Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы
Church of the Assumption in Tsaritsyn.jpg
Успенская церковь в начале XX века

48°42′09″ с. ш. 44°31′00″ в. д.HGЯOL
Страна
Россия Россия
Город
Волгоград
Конфессия
православие
Епархия
Волгоградская и Камышинская
Тип здания
корабль
Основатель
Савватий, митрополит Астраханский
Дата основания
1683 год
Дата постройки
1718 год
Приделы
Знамения Божией Матери, Рождества Богородицы
Реликвии и святыни
часть мощей Николая Угодника, евангелие 1681 года, образ Нерукотворного Спаса 1686 года
Статус
утрачена
Состояние
не существует
Commons-logo.svg Успенская церковь на Викискладе

Собо́рная це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — утраченный в 1932 году храм в центре Волгограда, на территории нынешней верхней террасы центральной набережной. Была главной церковью Царицына до 1918 года и его высотной доминантой.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 XVII—XVIII века


    • 1.2 XIX век


    • 1.3 XX век




  • 2 Архитектура


  • 3 Реликвии


  • 4 Примечания





История |




Вид с Волги на центр Царицына, снято до 1917 года. Церкви справа налево: Успенская, Троицкая, Иоанно-Предтеченская




Успенская площадь. Справа от церкви здание Городской управы



XVII—XVIII века |


Первое деревянное строение храма возведено в 1683 году по инициативе митрополита Астраханского Савватия. Церковь заняла место на западной стороне Успенской площади, главной в Царицынском остроге (теперь это площадка у памятника лётчику Хользунову).


В 1718 году на месте деревянного здание было построено и освящено каменное, второе в городе после небольшой Иоанно-Предтеченской церкви,[1] штат которой из-за бедности прихода был приписан к Успенской церкви в 1843 году.


Материал для постройки мог быть взят из развалин заброшенной столицы Золотой Орды, города Сарай-Берке, либо из других золотоордынских руин в окрестностях Волгограда.[2]


Священник церкви Никифор Григорьев в 1772 году был арестован и казнён[3] за пособничество участникам восстания казака Федота Богомолова, выдававшего себя за царя Петра III:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




«Один царицынский соборный священник четыре раза был у самозванца, сидящего под караулом, приносил ему просфиры и всегда говорил с ним тайно. Священника посадили под арест. Народ начал говорить вслух, что царь сидит в тюрьме. В одно время большая толпа народа собралась к гауптвахте с кольями и дубинками и хотела освободить самозванца и священника. Караул ударил тревогу, прибыл комендант с офицерами и, разогнав народ, возмущение прекратил».mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Леопольдов А. Ф. Исторический очерк Саратовского края[4]



XIX век |


Храм сыграл роль в развитии местного краеведения. Служивший здесь протоиерей (а затем благочинный) Петр Лугарев (Венгеров) написал несколько трудов по истории Царицына, городских церквей и калмыцкого народа[5]. Он же обращал калмыков в христианство,[6] открыв для них в 1838 году школу русского языка в колонии недалеко от села Городище.[7]


Два внешних придела, Знамения Божией Матери с южной стороны и Рождества Богородицы с северной, были возведены в 1850 году, а до этого размещались внутри трапезной.


Армянский патриарх Геворг IV, находясь в Царицыне в 1870 году, подарил собору часть мощей Николая Угодника, сообщал в «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» краевед Александр Минх.


Согласно тому же источнику, в 1871 году церковь посетил император Александр II во время путешествия по Волге, а позже — его супруга Мария Александровна.


Церковно-приходская школа при храме работала с 1885 года, а в 1894 году для неё была сооружена каменная пристройка.


Число прихожан в 1895 году составляло 4556 человек, включая 344 раскольника. К приходу были приписаны жители ближайших к Царицыну хутора Новоникольского и села Верхняя Ельшанка с расположенной в нём церковью Александра Невского. Храму принадлежала также каменная часовня во имя святого Благоверного князя Александра Невского на Базарной площади города. В штате Успенской церкви, кроме протоиерея, числились два священника, диакон и три псаломщика.



XX век |


В 1901 году обедню в церкви отслужил гостивший в Царицыне Иоанн Кронштадтский.[8]


Священник церкви Василий Мраморнов в 1912 году назначен преподавателем закона Божьего в 4-й женской гимназии.[9]


Успенскую церковь называли «лучшим храмом Царицына»[10], пока в 1918 году статус главного и самого значительного в городе культового сооружения не перешёл к Александро-Невскому собору.


Протоиерей Успенского собора Владимир Пашин в 1920 году был арестован и расстрелян в ходе «красного террора».[11] Василий Мраморнов, в октябре 1917 года выступивший в Царицынской городской думе против передачи церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения,[12] был затем трижды осуждён «за контрреволюционную пропаганду» — в 1923, 1930 и 1931 годах.


В 1932 году храм уничтожен Советской властью вместе с большинством других церквей города.



Архитектура |




Колокольня была самой выразительной частью храма


Церковь имела продольно-осевую композицию, её составными частями были апсида, четверик, трапезная и выстроенная позже трёхъярусная колокольня. Частью комплекса, окружённого садом с оградой, были также южный и северный приделы, деревянные дома для протоиерея, священника и псаломщиков.


Массивный четверик был перекрыт сомкнутым сводом с довольно плоским полигональным куполом, на котором возвышался барабан с главкой.





«Колокольня явно возведена позже, по сравнению с храмом она более выразительна. Пролеты звонов выделены пилястрами, классическими портиками, оформляющими нижний ярус».


Серебряная В. В. Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области


Возведение церкви «несомненно выполнено местными каменщиками, их техническое исполнение грубовато», — считает кандидат исторических наук Валентина Серебряная.[13]



Реликвии |


Подробное описание главных реликвий храма в начале XX века привёл Александр Минх.




  • Евангелие 1681 года церкви пожертвовал в 1688 году думный дворянин Михаил Глебов, несколько лет прослуживший воеводой Царицына[14]

  • Выставленный в приделе Рождества Богородицы образ Нерукотворного Спаса в древнерусском вкусе был написан в 1686 году

  • Образ Воскресения Христа, выполнен не позже 1730 года

  • Икона Николая Чудотворца, в которой хранились подаренные армянским патриархом мощи. К ней «раскольники и калмыки испытывают особенное уважение»

  • Иконы Живоначального Источника Богоматери, Илии Пророка, Параскевы-Пятницы, казанских святителей Гурия и Варсонофия



Примечания |





  1. Минх А. Н. Царицын // Историко-географический словарь Саратовской губернии. — Аткарск: Аткарская типография, 1902. — Т. 1, выпуск 4. — С. 1294—1296.


  2. Иоанно-Предтеченский храм, Волгоград (неопр.). Фотосправочник «Русские церкви» Московского патриархата РПЦ. Проверено 5 июня 2012. Архивировано 25 сентября 2012 года.


  3. Сколков Г. С. Царицын-Сталинград в прошлом. — Сталинград: Издание Сталинградского о-ва краеведения, 1928. — Т. Очерк первый, 1589-1862 гг.. — С. 23.


  4. Леопольдов А. Ф. Исторический очерк Саратовского края. — М: Типография С. Селивановского, 1848. — С. 94. — 196 с.


  5. Волгоградская епархия: история и современность (неопр.). Сайт «Волгоград православный». Проверено 5 июня 2012. Архивировано 25 сентября 2012 года.


  6. Лугарев, Петр // Большая биографическая энциклопедия. — 2009.


  7. Уездное затишье (неопр.). Сайт «История Волгограда». Проверено 5 июня 2012. Архивировано 25 сентября 2012 года.


  8. Бичехвост Н. Ф. Иоанн Кронштадский в Царицыне.


  9. Синельников С. П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Часть 2 (неопр.). Сайт «Русская народная линия». Проверено 5 июня 2012. Архивировано 26 сентября 2012 года.


  10. Царицын (неопр.). Сайт «Речная старина». Проверено 5 июня 2012. Архивировано 26 сентября 2012 года.


  11. Пашин Владимир Николаевич (неопр.). Сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета. Проверено 5 июня 2012. Архивировано 26 сентября 2012 года.


  12. Синельников С. П. Отмена и запрещение религиозного образования в школах
    Царицынской губернии в 1917–1925 годах. — 2011.



  13. Серебряная В. В. Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области. — 2005.


  14. Глебов, Михаил Иванович // Большая биографическая энциклопедия. — 2009.











Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...