Винтолёт История | Сфера потенциального применения |...
ПланёрмотопланерДельтапландельталётПарапланпаралётмотопарапланАэростатшарльермонгольфьеррозьерстратостатДирижабльРакетопланРеактивный ранецMartin JetpackГрифонКрылатая ракета
Летательные аппараты
винтокрылых летательных аппаратовкрыльеврулевыхтолкающих винтоввоздушных винтовнесущий винтхвостовому оперениюкреномтангажомрысканиемфюзеляжадвигательпередаточные механизмыстабилизаторовшасси летательного аппаратаавтожиромвоздушным судамавиаконструкторагеликоптерами1920-е годыВеликобританииТретьего рейхаЛюфтваффепереезда в СШАУайт-ПлейнсеНью-Йоркгражданской авиацииХолодной войныреактивными ранцамифорсирования водных преградгорнойСШАНАТОСССРОрганизации Варшавского договора
Внешние изображения | |
---|---|
Габаритный макет переносного винтолёта Б. Наглера — один из ранних образцов винтолётов (1953) |
Винтолёт — разновидность винтокрылых летательных аппаратов без крыльев, рулевых и толкающих винтов, из воздушных винтов вообще имеют только несущий винт, хотя возможно наличие отдельных аэродинамических элементов подобных хвостовому оперению. Управление креном, тангажом и рысканием винтолёта осуществляется движениями корпусом аппарата или телом пилота, если конструкция винтолёта не предусматривает наличия фюзеляжа (только винт, двигатель, передаточные механизмы и подвесная система). В последнем случае ноги пилота выступают одновременно в качестве стабилизаторов и шасси летательного аппарата. Зачастую винтолёт отождествляется с автожиром, но является более объёмлющим термином. Кроме того, если автожир относится к малогабаритным воздушным судам, то винтолёт может соответствовать определению средства обеспечения индивидуальной аэромобильности и не являться воздушным судном как таковым. Все поднимавшиеся в воздух до настоящего времени винтолёты (кроме автожиров) были изготовлены в единичных экземплярах, главным образом, в экспериментальном порядке.
История |
Одним из пионеров винтолётостроения можно считать американского авиаконструктора австрийского происхождения Бруно Наглера (Bruno Nagler)[1] собственноручно изготовившего и испытавшего ряд аппаратов такого рода, хотя сам Наглер их так не называл (в его собственной терминологии они именовались «гелипланерами» или «гелиги́рами», а пресса именовала их вертолётами или геликоптерами). Ему в частности, принадлежит первенство в создании винтолёта с реактивным приводом несущего винта[2]. Свои эксперименты он начал ещё в 1920-е годы будучи австрийским гражданином живя в Великобритании, которые успешно продолжил после возникновения Третьего рейха, — к этому периоду относятся летательные аппараты марки Nagler-Hafner (NH) созданные в сотрудничестве с другим австрийским авиастроителем Раулем Хафнером и Nagler-Rolz (NR) совместно с Францем Рольцем, применявшиеся Люфтваффе для различных целей[3][4]. После переезда в США, для реализации своих идей им была создана компания Nagler Helicopter Co., дислоцировавшаяся в Уайт-Плейнсе, штат Нью-Йорк[5]. Первые модели переносных винтолётов (тридцатикилограммовый XNH1 Heliglider и XNH2 Heligyro) были продемонстрированы прессе и общественности в 1952 году[2].
Сфера потенциального применения |
Хотя некоторые авиационные эксперты (включая самого Б. Наглера) усматривали их потенциал для гражданской авиации в качестве простых и дешёвых средств бытовой аэромобильности для жителей отдалённых районов в труднодоступной местности, не требующих специальной лётной подготовки, винтолёты периода Холодной войны разрабатывались практически исключительно для военных целей (одновременно с реактивными ранцами), главным образом для форсирования водных преград и действий в горной и лесистой местности, но оказались невостребованными армейским командованием как в США и странах блока НАТО с одной стороны, так и в СССР и странах Организации Варшавского договора с другой стороны. Той же Nagler Helicopter Co. удалось получить ряд контрактов на проведение опытно-конструкторских работ, создание и испытания ряда летательных аппаратов указанного типа (самый крупный из которых реализовывался в рамках программы по созданию лёгкого разведывательного вертолёта[en]), однако за пределы изготовления и испытания опытных прототипов дело не продвинулось[6].
Примечания |
↑ Keimel, Reinhard. Luftfahrzeugbau in Österreich: von den Anfängen bis zur Gegenwart : Enzyklopädie. — Oberhaching: Aviatic-Verlag, 2003. — S. 68 — 408 s. — ISBN 3-925505-78-4.
↑ 12 Nagler Rocket-Rotor System, New Craft Arouse Interest. // American Helicopter : Magazine of Rotary Wings • Aviation • Jet Propulsion. — N. Y.: American Helicopter Magazine, Inc., April 1952. — Vol. 26 — No. 5 — P. 18.
↑ Coates, Steve. Helicopters of the Third Reich. — Hersham: Classic Publications, 2002. — P. 137-139 — 224 p. — (Luftwaffe Classics Series ; 1) — ISBN 1-903223-24-5.
↑ Boyne, Walter J. How the Helicopter Changed Modern Warfare. — Gretna: Pelican Publishing Company, Inc., 2011. — P. 44 — 384 p. — (Giniger book) — ISBN 978-1-58980-700-6.
↑ Rocket Rotors. // Flying : Magazine. — Chicago, Ill.: Ziff-Davis Publishing Co., August 1953. — Vol. 53 — No. 2 — P. 39.
↑ Nagler, Bruno. Design and Development of the One Man Coaxial Rotor Helicopter. // Annals of the New York Academy of Sciences (Vertical Take-off and Landing (VTOL) Aircraft). / Edited by Harold E. Whipple. — N. Y.: New York Academy of Sciences, March 25, 1963. — Vol. 107 — Art. 1 — P. 19-22.