Перов, Василий Григорьевич Содержание Биография | См....

Ге Н. Н.Каменев Л. Л.Клодт М. К.Клодт М. П.Корзухин А. И.Крамской И. Н.Лемох К. В.Маковский К. Е.Маковский Н. Е.Мясоедов Г. Г.Перов В. Г.Прянишников И. М.Саврасов А. К.Шишкин И. И.Якоби В. И.Аммон В. Ф.Аммосов С. Н.Андреев Н. А.Архипов А. Е.Афанасьев А. Ф.Бакшеев В. Н.Бахтин К. Н.Беггров А. К.Беклимишев В. А.Богатырёв В. С.Богданов И. П.Богданов-Бельский Н. П.Боголюбов А. П.Бодаревский Н. К.Бронников Ф. А.Брюллов П. А.Бялыницкий-Бируля В. К.Васнецов А. М.Васнецов В. М.Виноградов С. А.Волков Е. Е.Горбатов К. И.Гун К. Ф.Дворников Т. Я.Досекин Н. В.Дубовской Н. Н.Ендогуров И. И.Жуковский С. Ю.Загорский Н. П.Зайцев М. М.Зарубин В. И.Иванов С. В.Исупов А. В.Касаткин Н. А.Келин П. П.Киселёв А. А.Корин А. М.Костанди К. К.Кравченко А. И.Кузнецов Н. Д.Куинджи А. И.Лаховский А. Б.Лебедев К. В.Левитан И. И.Леман Ю. Я.Лисснер Э. Э.Литовченко А. Д.Маковский А. В.Маковский В. Е.Максимов В. М.Малютин С. В.Милорадович С. Д.Минченков Я. Д.Моравов А. В.Мурашко А. А.Мухин А. И.Неврев Н. В.Нестеров М. В.Никифоров С. Г.Нилус П. А.Орлов Н. В.Остроухов И. С.Первухин К. К.Петровичев П. И.Пимоненко Н. К.Позен Л. В.Поленов В. Д.Попов Л. В.Похитонов И. П.Радимов П. А.Размарицын А. П.Репин И. Е.Репин Ю. И.Ржевская А. Л.Рябушинский С. П.Савицкий Г. К.Савицкий К. А.Сварог В. С.Светославский С. И.Серов В. А.Соколов В. И.Степанов А. С.Суренянц В. А.Суриков В. И.Тихов В. Г.Туржанский Л. В.Фешин Н. И.Харламов А. А.Холявин Н. Ф.Шанкс Э. Я.Шемякин М. Ф.Шильдер А. Н.Шулпинов Н. С.Щербиновский Д. А.Ярошенко Н. А.Ярцев Г. Ф.Аладжалов М. Х.Антокольский М. М.Аракелян С. А.Бажин Н. Н.Батурин В. П.Беляев В. В.Беньков П. П.Богатов Н. А.Богданов В. С.Богданов Н. Г.Боткин М. П.Бродский И. И.Буковецкий Е. И.Бурлюк Д. Д.Бучкури А. А.Быковский Н. М.Верещагин В. В.Владимиров И. А.Волнухин С. М.Высотский К. С.Герасимов А. М.Гинцбург И. Я.Головин А. Я.Голоушев С. С.Горелов Г. Н.Горохов И. Л.Грандковский Н. К.Гриценко Н. Н.Гугунава И. Г.Гужавин М. М.Домогацкий В. Н.Дроздов И. Г.Дюккер Е. Э.Журавлёв В. В.Забелло П. П.Зарецкий А. А.Зарудная-Ковас Е. С.Игнатьев М. И.Кабанов Н. М.Казаков И. С.Кайгородов А. Д.Калмыков И. Л.Каменский Ф. Ф.Кандауров А. И.Каринская А. Н.Кацман Е. А.Кишенёвский С. Я.Клодт Н. А.Кокель А. А.Коровин К. А.Коровин С.;А.Крайнёв В. В.Крачковский И. Е.Крыжицкий К. Я.Кузнецов В. А.Леблан М. В.Левченко П. А.Маковская А. Е.Малышев М. Г.Малявин Ф. А.Мартен Д. Э.Мартынович П. Д.Матвеев Н. С.Менк В. К.Мешков В. В.Мешков В. Н.Мещерин Н. В.Мещерский А. И.Модоров Ф. А.Мясоедов И. Г.Пастернак Л. О.Пелевин И. А.Переплётчиков В. В.Перов В. В.Петрококино Е. К.Пиотрович С. К.Платонов Х. П.Позднеев В. И.Поленова Е. Д.Постников С. П.Протопопов Н. А.Прохоров С. М.Пчёлин В. Н.Пырин М. С.Рерберг Ф. И.Рябушкин А. П.Сапунов Н. Н.Светлицкий Г. П.Симов В. А.Скалон А. В.Соколов М. Г.Столица Е. И.Струнников Н. И.Сычков Ф. В.Тадевосян Е. М.Третьяков Н. С.Трояновский О. И.Трубецкой П. П.Турлыгин Я. П.Хохряков Н. Н.Хруслов Г. М.Чепцов Е. М.Чижов М. А.Чирков А. И.Шестёркин М. И.Шмаров П. Д.Шурыгин А. А.Эллерт Н. Л.Юнге Е. Ф.Юон К. Ф.Яковлев Б. Н.Яковлев В. Н.Яровой М. М.Ясновский Ф. И.ТройкаОхотники на привалеНикита Пустосвят. Спор о вере


Родившиеся 2 январяРодившиеся в 1834 годуПерсоналии по алфавитуРодившиеся в ТобольскеУмершие 10 июняУмершие в 1882 годуУмершие в МосквеВыпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчестваНаграждённые большой золотой медалью Императорской Академии художествАкадемики Императорской Академии художествПрофессора по званию Императорской Академии художествПенсионеры Императорской Академии художествХудожники по алфавитуПередвижникиХудожники России XIX векаУмершие от туберкулёзаКриденерВнебрачное потомство аристократов Российской империиПреподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчестваПерсоналии:АрзамасПохороненные в Даниловом монастыреПохороненные в некрополе Донского монастыряПерезахороненные


2 января183410 июня1882Товарищества передвижных художественных выставокнезаконнорождённымКриденераобвенчалисьтитулкрёстного отцапером для письмаАрхангельскДерптаСамарской губернииСаблуковоарзамасскомА. В. СтупинаВеликий постСтрастной неделеМосковское училище живописи, ваяния и зодчестваЕ. Я. ВасильевМ. И. СкоттиА. Н. МокрицкийН. А. РамазановС. К. ЗарянкоИмператорскую академию художествФедотоваГ. И. Хлудовабольшую золотую медальП. М. ТретьяковымВ. ХудяковМ. МикешинБерлинДрезденДюссельдорфПарижМОЛХОПХВсемирной выставке 1867 годаМОЛХМясоедовымТоварищества художественных передвижных выставокОПХОхотники на привалеМУЖВЗИ. С. ТургеневаА. Н. ОстровскогоФ. М. ДостоевскогоА. Н. МайковаВ. И. ДаляМ. П. ПогодинаМ. НестеровИ. Е. РепинаВ. А. СероваВсемирной выставкеОтцы и детиВсемирной парижской выставкиНикита Пустосвят. Спор о вереПрирода и ОхотаЛ. П. СабанееваН. А. АлександровымчахоткиКузьминкиДаниловом монастыреДонском монастыреВладимир ПеровСписок картин Василия Григорьевича Перова





















































Василий Григорьевич Перов
Автопортрет. 1870
Автопортрет. 1870
Имя при рождении
Василий Григорьевич Васильев
Дата рождения
21 декабря 1833 (2 января 1834)
Место рождения
Тобольск, Российская империя
Дата смерти
29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)
Место смерти
село Кузьминки, Москва
Страна
  • Flag of the Russian Empire (black-yellow-white).svg Российская империя

Жанр
живопись
Учёба
  • Московское училище живописи

Награды
(1867)
Звания
академик ИАХ (1866)
профессор ИАХ (1870)
Премии
пенсия ИАХ (1862)
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Васи́лий Григо́рьевич Перо́в (21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 1833—1852


    • 1.2 1852—1864


    • 1.3 1865—1870


    • 1.4 1871—1882




  • 2 См. также


  • 3 Персональные выставки


  • 4 Память


    • 4.1 В филателии




  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Биография |



1833—1852 |


Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Дата рождения точно неизвестна: 21—23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца[1]. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма[2].


Через несколько лет после рождения Василия его отец был уволен с казённой службы, и семья переехала в Архангельск, затем в родовое имение Криденеров — Суслеп возле Дерпта. Некоторое время Василий Перов жил в Самарской губернии — в имениях братьев, сыновей от первого брака отца.
После получения должности управляющего имением Языкова в 1842 году семья переехала в Саблуково Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Здесь Василий переболел оспой, и последствие болезни — слабое зрение — осталось у него на всю жизнь. Интерес к живописи возник у мальчика, когда он наблюдал за работой приглашённого отцом художника. В 1843—1846 годах Василий проходил обучение в арзамасском уездном училище, живя у учителя Фаворского. В это время он продолжал самостоятельные занятия рисованием. Мать желала отдать сына в Нижегородскую гимназию, однако отец получил новое место службы — в селе Пияишное (Пиявочное) — и Василий был отдан учиться в арзамасскую художественную школу А. В. Ступина, где учился (с перерывами) в 1846—1849 годах[3]. Раньше, чем другим ученикам, Ступин разрешил писать Перову масляными красками, отмечая: «Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Школу он не закончил, как свидетельствуют некоторые источники, из-за конфликта с одним из учеников.


Приехав к родителям в Пияишное, Василий Перов приступил к созданию композиции «Распятие» (местонахождение неизвестно), которая писалась весь Великий пост и была окончена на Страстной неделе. Картина была помещена в церкви находившегося рядом села Никольское. В этот период Перов написал ряд портретов и жанровых картин: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гуляние в семик»[4].





Н. Г. Криденер. 1856.
Государственный Русский музей




1852—1864 |


В 1852 году Василий Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако жить было не на что и негде; молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его преподаватель из училища, Е. Я. Васильев — «строгий … даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Преподавателями Перова в училище были также М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, Н. А. Рамазанов; оканчивал училище Василий Перов под руководством С. К. Зарянко.


В 1856 году за представленный в Императорскую академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника»[5] Перов был отмечен малой серебряной медалью. Эта работа была ещё тесно связана с традициями искусства начала XIX века, носила черты ступинской школы; но уже в последующих работах Перов выступил как новатор. Написанная в 1857 году картина «Приезд станового на следствие» принесла художнику большую серебряную медаль. Она обратила на себя внимание публики и критики; в Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова»: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


В.В. Стасов


Эта картина положила начало коллекции Г. И. Хлудова.


Сюжет следующей картины определили слова народной песни: «Мать плачет, как река льётся; сестра плачет, как ручей течёт;жена плачет, как роса падёт — взойдёт солнышко, росу высушит». Картиной «Сцена на могиле», написанной под руководством Е. Я. Васильева Перов остался недоволен, считая её слишком искусственной по композиции.





Первый чин. 1860


В 1860 году Академия присудила Перову малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», которая утвердила художника как наследника сатирического жанра 1840-х годов. Получив право участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, Перов переехал в Санкт-Петербург. Здесь в 1861 году он написал картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе»; за первую он получил большую золотую медаль (1867) и право поездки в качестве пансионера за границу.


По поводу второй, которая была отвергнута академией, но приобретена П. М. Третьяковым, В. Худяков писал:






А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки".





Эта картина вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил её за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы; в то же время М. Микешин утверждал, что подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.



Осенью 1862 года Перов женился на Елене Эдмондовне Шейнс и в декабре, в качестве пансионера Академии художеств, уехал с ней за границу: посетив ряд городов Германии (Берлин, Дрезден, Дюссельдорф) он приехал в Париж.



В 1863—1864 годах В. Г. Перов жил и работал в Париже. К этому периоду относятся его картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток»[6], «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»). Получив от Академии разрешение на досрочное возвращение с продолжением пансионерства в России, он вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Перов поселился в доме дяди жены — Ф. Ф. Резанова.




1865—1870 |


Ещё за границей Перов задумал большую картину с сюжетом из монастырской жизни, которая писалась долго и впервые появилась только на посмертной выставке художника в 1882 году. Кроме неё он написал для конкурсов МОЛХ и ОПХ жанровые полотна «Проводы покойника» и «Очередь у бассейна», за которые был награждён первыми премиями конкурсов. С этих картин начался новый этап в творчестве художника: от сатирического направления он перешёл к более драматическим сюжетам — об «униженных и оскорблённых». В. В. Стасов писал:






Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе.






Написанные следом картины — «Тройка», «Приезд гувернантки», «Сцена на почтовой станции» — показывают тяжёлое, унизительное положение наёмных рабочих. Художник так организовал изображение, что персонажи картин как бы с укором смотрят на зрителя — исследователи отмечали, что это свойство будет характерно для целого ряда портретов, выполненных Перовым.





Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866.
Государственная Третьяковская галерея



За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.



Пять картин Перова демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года: «Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка» — художественная критика по достоинству оценила его творчество; Т. Торе-Бюргер писал: «Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница»[7], «Божья матерь и Христос у житейского моря»[8] и получил звание академика.



 



Портреты 1868 года





Ф. Ф. Резанов. 1868. Государственная Третьяковская галерея





Н. Ф. Резанов. 1868.





Е. Э. Перова. 1868





Фомушка-сыч. 1868. Государственная Третьяковская галерея




В 1868 году Академия художеств продлила на два года пенсионерское содержание Перова сверх полученных им ранее трёх лет. Первая премия на конкурсе МОЛХ была присуждена Перову за картину «Сцена у железной дороги» — характерна добросовестность, с которой художник выписал выражения на лицах мужиков. Начиная с этого года, продолжая разрабатывать бытовые сюжеты, Перов много сил стал отдавать работе над портретами.



 



Портреты 1869 года





В. В. Безсонов. 1869. Государственная Третьяковская галерея





Ф. И. Резанова. 1869. Челябинская картинная галерея





Н. П. Ланин. 1869. Латвийский художественный музей





А. Ф. Писемский. 1869. Ивановский областной художественный музей





А. А. Борисовский. 1869. Государственный Русский музей





Девочка с кувшином. 1869. Государственный Русский музей




В своих портретах Перов сумел обозначить новые, для портретного искусства, социально-психологические перспективы; он стремился воссоздать на холсте человека не только в его материальной конкретности, но и в неисчерпаемости его духовного мира: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал Перов. За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ; по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».





Странник. 1870.
Государственная Третьяковская галерея



В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок (ТПХВ), Перов организовал московскую группу передвижников; в течение семи лет он был членом правления.
В 1870 году он получил первую премию ОПХ за картину «Птицелов»; за картины «Странник» и «Птицелов» был удостоен Академией художеств звания профессор.



 



Портреты 1870 года





Автопортрет. 1870. Государственная Третьяковская галерея





А. Г. Рубинштейн. 1870. ГММК им. М. И. Глинки





Н. Г. Рубинштейн. 1870. Государственная Третьяковская галерея





Неизвестный. 1870. Государственная Третьяковская галерея





А. А. Кузнецова. 1870. Клайпедская картинная галерея





1871—1882 |


В семидесятые годы в творчестве Перова особое место заняли житейские бытовые сюжеты. Кроме портретов (Тимашевой, А. Н. Островского, Степанова) на 1-й выставке ТПХВ он показал картины «Охотники на привале», «Рыболов».
В 1871 году В. Г. Перов был назначен преподавателем МУЖВЗ на место умершего С. К. Зарянко.



Продолжая портретную живопись, в 1871—1872 годах Перов по заказу П. М. Третьякова исполнил ряд портретов русских писателей и учёных: И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, В. И. Даля, М. П. Погодина; написал портрет московского купца И. С. Камынина.


 



Портреты 1872 года





Ф. М. Достоевский. 1872.
Государственная Третьяковская галерея






А. Н. Майков. 1872.
Государственная Третьяковская галерея






М. П. Погодин. 1872.
Государственная Третьяковская галерея






В. И. Даль. 1872.
Государственная Третьяковская галерея






И. С. Тургенев. 1872.
Государственный Русский музей






С. Т. Аксаков. 1872. Саратовский художественный музей





И. С. Камынин. 1872.
Государственная Третьяковская галерея






П. С. Кампиони. 1872. Астраханская картинная галерея




М. Нестеров писал: «А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».


В некоторых портретах Перов достиг такой «правдивости», которая в русском искусстве отмечалась лишь у И. Е. Репина и В. А. Серова.


В 1872 году Перов женился вторично — на Елизавете Егоровне Другановой. В этом же году на 2-й выставке ТПХВ показал серию написанных портретов. В следующем, 1873 году, его картины «Рыболов» и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене.


Осуществил поездку в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию; начал писать этюды к картине «Суд Пугачёва». В это время простудился на охоте, вследствие чего начала развиваться чахотка, впервые обозначившаяся в 1874 году.





Голова киргиза-каторжника. 1873.
Государственный Русский музей




В 1874 году, на 3-й выставке ТПХВ, были показаны картины «Пластуны под Севастополем», этюд «Киргиз-каторжник». На сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» была написана картина «Старики-родители на могиле сына». Духовная жизнь и творчество Перова в это время начинают принимать противоречивый, мятущийся характер; в совокупности картин и рисунков художника отмечаются и вариации на темы уже возникавших в его творчестве образов, и вновь открываемые исторические, литературные и религиозные сюжеты.






Суд Пугачёва. 1879.
Государственный Русский музей



В 1877 году Перов вышел из членов ТПХВ. В следующем году участвовал в экспозиции Всемирной парижской выставки с картинами «Странник», «Птицелов», «Рыболов», «Фомушка-сыч» и «Охотники на привале», а также портретами Ф. М. Достоевского и В. В. Безсонова.


Трижды Перов обращался к сюжету суда над Пугачёвым. Образ Пугачёва изменялся от удалого казака на коне — в первом варианте, к плюгавому мужику — во втором, до свирепого и могучего изверга — в третьем. Первая, лучшая редакция «Пугачёвского бунта» была разрезана на части. В 1879 году он, наконец, завершил третий вариант, но и он не удовлетворил художника; Перов собирался ещё раз писать картину.


Трагизм своей внутренней жизни этого периода Перов выразил «евангельской» серией и картиной «Никита Пустосвят. Спор о вере».





Могила Василия Перова на кладбище Донского монастыря в Москве


В последние годы жизни В. Г. Перов сотрудничал с журналом «Природа и Охота» Л. П. Сабанеева[9]. Ряд его рассказов был опубликован в «Художественном журнале»[10], издававшемся в 1881—1887 гг. писателем и критиком Н. А. Александровым (1841—1907).


В конце 1881 года тиф и воспаление лёгких окончательно подорвали его здоровье.
В. Г. Перов скончался от чахотки, на 49-м году жизни, в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). Художник был похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.


Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре; точная дата перезахоронения неизвестна. На новой могиле художника был установлен памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.


Его сын — Владимир Перов — тоже был художником.



См. также |


Список картин Василия Григорьевича Перова



Персональные выставки |



  • 1882/1883 — Первая (посмертная) выставка (Москва/Петербург)

  • 1934 — Выставка ко дню рождения (ГТГ и ГРМ)

  • 1988 — выставка к 150-летию со дня рождения (ГТГ)



Память |



В филателии |


  • В СССР и России выпущены почтовые марки и почтовый конверт, посвященные Перову:




Примечания |





  1. Новицкий А. Перов, Василий Григорьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.


  2. Дитерхис Л. К. Глава I // Василий Перов. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб.: Издательство Ф. Ф. Павленкова, 1893. — 80 с. — (Жизнь замечательных людей). — 8 100 экз.


  3. Сомов А. И. Перов, Василий Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  4. Собко Н. П. Василий Григорьевич Перов, его жизнь и произведения. — СПб.: Д. А. Ровинский, 1892. — 84 с., 60 л. ил. с.


  5. Картина была приобретена МУЖВЗ за 25 рублей и разыграна в лотерею; в 1896 году приобретена Академией художеств за 400 рублей (Исаков С. К. Имп. Академия художеств. Музей. Русская живопись. — Петроград, 1915. — Т. I.); в 1951 году поступила из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР в Русский музей.


  6. При подготовке выставки произведений Перова к 150-летию со дня его рождения была сделана рентгенограмма картины «Шарманщик», которая выявила композиционные изменения: справа на месте шарманки стоял стол, на котором находились скульптурные бюсты и статуэтка. В списке Н. П. Собко 1899 года упоминалась картина «Итальянец, продающий статуи», местонахождение которой неизвестно. Возможно, что картина «Шарманщик» была написана поверх этой картины или эскиза к ней.


  7. Картине «Утопленница» В. Г. Перов посвятил позже рассказ «На натуре. Фанни под № 30», опубликованный в «Художественном журнале» (1881. — № 1, 2).


  8. Картина находилась в церкви Косьмы и Дамиана в Шубине.


  9. См. Перов В. Г. Цветущие деревья // Природа и Охота. — СПб., 1881, декабрь. С. 10—11.


  10. Издававшийся в Москве на рубеже XX-го и XXI веков «Художественный журнал», не имеет ничего общего (кроме, разве что, названия) с изданием Н. А. Александрова.




Литература |



  • В. Перов : Выставка произведений к 150-летию со дня рождения / Сост. Н.Ю. Зограф и др.; Автор вступительной статьи Вл.А. Петров. — М.: Советский художник, 1988. — С. 5—67. — 219 с.

  • Перов, Василий Григорьевич // Словарь русских художников, ваятелей, живописцев…. В 3 т. (1893—1899). / Сост. Н.П. Собко. — СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. — Т. 3. — Стб. 73—173

  • Сарабьянов Д.В. В.Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов // История русского искусства. В 13 т. (1953—1969). / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева и В.С. Кеменова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1965. — Т. 9. Кн. 1. — 588 с.

  • Перов В.Г. Рассказы художника. — М.: Академия художеств СССР, 1960. — 189 с.

  • Биографическая библиотека Ф. Павленкова : Жизнь замечательных людей. В 3 т. — М.: Олма-Пресс, 2001. — Т. 3. — С. 676—682. — 800 с.

  • Эфрос А.М. Русское искусство. Русская живопись, скульптура и графика XVIII, XIX и нач. XX века // Энциклопедический словарь Гранат. — 7-е. — М.: ОГИЗ, 1941. — Т. 36. Ч. VII. — Стб. 550—555

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 149—150. — 454 с.

  • Василий Григорьевич Перов (Некролог) // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — Т. 47. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1892. — С. 794—800.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}












  • Перов Василий Григорьевич на сайте Третьяковской галереи

  • Галерея картин В. Г. Перова


  • Перов Василий Григорьевич на сайте «Энциклопедия русской живописи»


  • Перов, Василий Григорьевич в библиотеке «Старатель»


  • Василий Перов на сайте «Танаис Галерея»












Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

is 'sed' thread safeWhat should someone know about using Python scripts in the shell?Nexenta bash script uses...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...