Истина и метод Оглавление | Содержание | Ссылки |...
Книги 1960 годаФилософские сочинения
герменевтикеХ.-Г. Гадамером1960 годуТюбингенеПониманиеХайдеггеромвкусздравый смыслтрадицияантиципациясмыслапредрассудкапрецедентаавторитетаавторитетовпросвещенческим
Истина и метод. Основы философской герменевтики (Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik) — основополагающий труд по философской герменевтике, написанный Х.-Г. Гадамером и впервые опубликованный в 1960 году в Тюбингене. Книга была вдохновлена идеями Мартина Хайдеггера и повлияла на философию Хабермаса. В России она была переведена и опубликована в 1988 году.
Оглавление |
- Часть 1 Изложение проблемы истины в применении к познанию искусства
I. Расширение эстетического измерения в область трансцендентного.
II. Онтология произведения искусства и её герменевтическое значение.
- Часть 2 Распространение вопроса об истине на понимание в науках о духе.
I. Историческая преамбула
II. Основные черты герменевтической теории опыта.
- Часть 3 Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка.
Содержание |
Гадамер доказывает, что герменевтика как искусство понимания не может быть ограничено рамками научного метода. Понимание (Verstehen) - это опыт постижения истины, характеризующий саму человеческую жизнь. Возводя понимание с методологического уровня на онтологический, Гадамер следует за Хайдеггером, который интерпретировал понимание как "экзистенциал"
Гадамер критикует применимость метода индукции в "науках о духе", поскольку их целью являются не закономерности, а постижение "исторической конкретности". Понимание является не только частью науки, но и частью образования, целью которого являются не только знания, но также вкус и здравый смысл.
Гадамер настаивает, что существенную часть понимания составляет история и традиция как формы предпонимания ("антиципация смысла"). Во многом это обусловлено тем, что отдельный человек как носитель "конкретно-исторического сознания" не может обладать всей полнотой истины. Гадамер реабилитирует понятие предрассудка (Vorurteil), связывая его с понятием прецедента. Один из разделов его трактата называется: "Предрассудки как условие понимания" (Vorurteile als Bedingungen des Verstehens). С предрассудком связано понятие авторитета, однако Гадамер замечает, что этот термин может быть применен не только и не столько к тирану, сколько к воспитателю и специалисту. Безоговорочное отвержение любых авторитетов именуется "просвещенческим экстремизмом". Традицию Гадамер называет "безымянным авторитетом".
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Истина и метод в Викицитатнике |
Ссылки |
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод
- Немецкий текст
Малахов В.С. Истина и метод // Новая философская энциклопедия