Торпедо (втулка) Содержание История | Применение | См....


Части велосипеда


нем.втулкаинерцииЭрнстом Заксомобгонной муфтойподшипникаминем.Швайнфуртнем.планетарным редукторомдорожныепослевоенныеХВЗММВЗГДРрепарации







Оригинальная втулка «Torpedo» производства Fichtel & Sach, Schweinfurt 1954


Торпедо (нем. Torpedo) — втулка заднего колеса велосипеда с тормозным механизмом и свободным ходом. Конструкция втулки позволяет двигаться велосипеду под действием педалей (рабочий ход), и катиться по инерции (свободный ход), а также блокировать колесо и тем самым тормозить, когда педали вращают в обратном направлении.


Изобретена немецким механиком и изобретателем — Эрнстом Заксом. Является наиболее распространенным и копируемым в мире узлом конструкции велосипеда.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Применение


  • 3 См. также


  • 4 Источники и ссылки


  • 5 Примечания





История |


В 1898 году немецкий механик, велогонщик Эрнст Закс на выставке в Англии впервые представил ступицу заднего колеса велосипеда собственной конструкции с обгонной муфтой (свободным ходом). К тому времени уже существовали подобные втулки но сложной конструкции и без тормоза, модель Эрнста Закса не получила должной оценки.


После усовершенствования в 1903 году Закс запатентовал новую конструкцию втулки заднего колеса со свободным ходом и внутренним тормозным механизмом оснащенную шариковыми подшипниками. Впоследствии она получила название «Torpedo». Удачная конструкция механизма втулки обеспечивала велосипеду легкий ход, хороший накат и надежное торможение. Это изобретение стало революционным в развитии истории велосипеда.[1]


1 августа 1895 г. вместе с коммерческим компаньоном Карлом Фихтелем (нем. Karl Fichtel (1853—1911)), Эрнст Закс основал в городе Швайнфурт (нем. Schweinfurt) предприятие «Schweinfurter Präzisions-Kugellagerwerke Fichtel & Sachs» которое начало массовое производство шариковых подшипников и велосипедных тормозных втулок «Торпедо». Благодаря сравнительно простой конструкции, надёжности, эффективному торможению и лёгкости настройки, новая втулка быстро завоевала популярность.


С ростом популярности велосипедов в начале XX века, возрастала потребность производителей в надёжном приводном и тормозном механизме. Подавляющее большинство производителей велосипедов в Европе начали оснащать свои модели втулками «Торпедо» производства фирмы Fichtel & Sachs. В 1905 году Закс разработал также двухскоростную втулку с планетарным редуктором, а впоследствии и трёхскоростную.


В 1904 году на фабрике Fichtel & Sachs работало 900 рабочих было выпущено 250000 втулок, в 1908 году персонал вырос до 1800 рабочих, было произведено в общем 482000 шт. Учитывая значительную потребность, их изготавливали и другие производители на лицензионных условиях и с обязательным клеймом «Fichtel und Sachs (FuS)», «Torpedo». На 1924 год (с начала пр-ва в 1904 г.) было изготовлено 25000000 велосипедных тормозных втулок «Торпедо».[2]



Применение |





Рис.1 Конструкция втулки «Торпедо» (Нумерация деталей соответствует обоим изображением) 1 — контргайка; 2 — левый конус; 3 — корпус втулки; 4 — тормозной барабан; 5 — пружинное кольцо; 6, 13 -упорное кольцо; 7 — шайба; 8 — тормозной ролик; 9 — тормозной конус; 10 — чашка; 11, 15 — пылезащитные кольца; 12 — приводная звездочка; 14 — приводной конус; 16 — правый неподвижный конус; 17 — ось втулки; 18, 20 — сепараторы; 19 — приводной ролик; 21 — тормозной рычаг; 22 — хомут






Рис.2 Детали втулки «Торпедо»


Сегодня в XXI веке втулка «Торпедо» остается актуальной, и без конструктивных изменений изготавливается многими производителями велосипедов во всем мире. Их устанавливают на дорожные городские, детские велосипеды. Втулка «Торпедо» является наиболее распространенным и копируемым в мире узлом конструкции велосипеда.


Все, без исключения, дорожные односкоростные велосипеды производимые в СССР оснащались втулками системы «Торпедо».[3] Их производили на Харьковском велосипедном заводе, минском, пермском и др., без лицензии и соответствующих маркировок «Fichtel und Sachs». Первые послевоенные велосипеды заводов ХВЗ, ММВЗ оснащались втулками «Торпедо» поставляемыми из Германии (ГДР) по репарации.[4] Уже в начале 1950-х годов заводы стали производить копии этих втулок.



См. также |



  • Велосипед

  • Велосипедная втулка

  • Харьковский велосипедный завод



Источники и ссылки |



  • Hans Heinrich Dienstbach: Die Entwicklung des Freilaufs. In: Radmarkt. Bd. 2000, 1929 S. 25

  • Инструкции оригинальных втулок Torpedo 1950-х годов PDF (нем.)

  • Jürgen Büschenfeld: Die Pionierjahre. In: Radmarkt 2011, Nr. 10. S. 74

  • Andreas Dornheim «SACHS — Mobilität und Motorisierung: Eine Unternehmensgeschichte». Hoffmann Campe Verlag Hamburg, 2015, ISBN 978-3-455-50382-1

  • Истории изобретения втулки Torpedo (нем.)

  • Составные части втулки Torpedo 1905 года, оригинальный проспект (нем.)

  • А. Н. Пюльккянен, В. С. Лещенко, Спунтик велосипедиста, Лениздат 1960

  • Описание принципа действия втулки Торпедо



Примечания |





  1. Jutta Franke: Illustrierte Fahrrad-Geschichte. Mit Beiträgen von Maria Borgmann, Klaus Budzinski, Helmut Lindner, Otto Lührs, Christian Wegner. Berlin, 1987 (Museum für Verkehr und Technik). S. 17


  2. Volker Briese «Fichtel&Sachs: Zur Geschichte eines der erfolgreichsten Unternehmen der deutschen Fahrradindustrie», Fahrradzukunft ISSN 2366-8016, Ausgabe 17/2014


  3. Пустовалов В. И., Майборода В. М., Камеристый В. В. Справочник велосипедиста. Харьков: Прапор, 1976.


  4. Инструкции велосипедов В-22, В-16









Popular posts from this blog

Щит и меч (фильм) Содержание Названия серий | Сюжет |...

Венесуэла на летних Олимпийских играх 2000 Содержание Состав...

Meter-Bus Содержание Параметры шины | Стандартизация |...